Определения терминов в области сферы услуг, содержащихся в национальных стандартах РФ

Определения терминов в сфере услуг, оказываемых населению, содержатся в ГОСТ Р 50646 и ГОСТ Р 52113.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Услуги, оказываемые населению, по функциональному назна- чению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальная услуга услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителей услуги.

Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления (ремонт и изготовление изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и др.).

Социально-культурная услуга услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

К социально-культурным услугам могут быть отнесены меди- цинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. Бытовые услуги (услуги сферы бытового обслуживания) — материальные или социально-культурные услуги в сфере бытового  обслуживания,  оказываемые  населению  и  отнесенные

Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН 002-93) к бытовым.

Социально значимая бытовая услуга — результат деятельности исполнителей в сфере бытового обслуживания населения — обеспечение бытовыми услугами малоимущих граждан при поддержке отраслевых (территориальных) органов исполнительной власти, направленное на удовлетворение необходимых минимальных потребностей малообеспеченного населения, имеющих социально-общественную направленность.

Социально значимые бытовые услуги предоставляются малообеспеченному населению РФ.

Периодичность их оказания определяется социальными нормами потребления на одного малообеспеченного гражданина (гражданку) или малообеспеченную семью.

Результат услуги — результат деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя, занимающихся удо- влетворением соответствующей потребности потребителя услуги.

Процесс оказания услуги — совокупность операций, вы- полняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации результата услуги или организации досуга.

Качество услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Свойство услуги — объективная особенность услуги, кото- рая проявляется при ее оказании и потреблении.

Показатель качества услуги — количественная характери- стика одного или нескольких свойств услуги, определяющих ее способность удовлетворять требования потребителя.

Безопасность услуги — показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности недопустимых изменений (утраты) для жизни, здо- ровья, имущества граждан и окружающей среды.

Метод (способ) обслуживания потребителей — метод (способ) реализации потребителям продукции, организационных мероприятий в процессе предоставления услуги.

Форма обслуживания потребителей — разновидность или сочетание методов (способов) обслуживания потребителей.

Условия обслуживания потребителей — совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе представления услуги.

Показатель  качества  услуги  —  количественная  или  качественная характеристика одного или нескольких свойств, определяющих ее способность удовлетворить требования потребителя.

Номенклатура  показателей  качества  —  перечень  качественных или количественных характеристик, обеспечивавших возможность оценки уровня качества услуг.

Уровень качества услуги — относительная характеристика качества услуги, основанная на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей.

Контроль качества услуги совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

Метод контроля качества услуги (процесса оказания услу- ги) — совокупность правил, принципов, средств, позволяющих контролировать качество услуги (процесса ее оказания).

Оценка качества услуги (процесса оказания услуги) — количественное или качественное определение степени соответствия показателя качества услуги (процесса оказания услуги) установленным требованиям.

Система качества услуг — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)