Определение развития речи

Речь — это функция, без которой человек не может претен­довать на звание homo sapiensa. Поэтому понятно, что ее форми­рование — задача первостепенной важности. Как было сказано выше, без речи невозможно развитие специфически человече­ского мышления.

Для того чтобы появились первые речевые действия, необхо­дим определенный когнитивный (познавательный) багаж, при­обретаемый при включении коры мозга.

С каждым днем ребе­нок все больше и больше адаптируется к жизни. У него появля­ется ориентировочный рефлекс на звук, и прежде всего на голос и затем он начинает останавливать глаза на ее лице и внимательно, не мигая, как умеют это только дети, рассматривать. Маленький ребенок смотрит на яркие игрушки, на вещи в комнате, поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, способен ее самостоятельно выбрать, улыбается. На 2—3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен начать гулить.

На 9—10-м месяце жизни начинает формироваться понима­ние речи взрослых и первые простые слова, которые сосущест­вуют, как отмечает Е.Н. Винарская, с лепетом до 18-20-го меся­ца С этого времени лепет становится качественно иным.

Он приобретает «мелодию», интонационное разнообразие и т.д. Са­ми же слова воплощают наиболее интересное, ценное для ребен­ка Прежде всего это слова «мама» и «папа». Дети всего мира на­чинают копить свой словесный багаж именно с них.

Не случайно почти во всех языках слова, обозначающие родителей — маму и папу — состоят из двух повторяющихся слогов, четких по звуча­нию и легких для произношения (dedaгруз.; mamiитал.; тата — укр. и т.п.).

В 1,5—2 года наступает период усиленного развития понима­ния речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, по­являются первые фразы. Это происходит не просто быстро, а стремительно. Никогда уже в будущем дети не сумеют так легко овладеть другим языком.

Дело в том, что мозг ребенка в этом воз­расте приспособлен к усвоению языка. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, усвоения, и как важно, чтобы эта речь была правильной и красивой.

Дети гениальны в освоении языка, этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобре­тенных человечеством в процессе эволюции его духовных способностей.

Мозговые механизмы речи в период овладения ею носят интегративный характер, т.е. приобретается речь за счет работы мозга в целом. Постепенно отдельные речевые функции получа­ют локализацию в тех или иных отделах мозга.

Рассмотрим это подробнее.

0—6 мес. Уже в этот период жизни у ребенка имеется потреб­ность слышать речь. Более того, она появляется даже в утробе матери. Ребенок прислушивается к интонациям человеческой речи, мимически реагирует на нее, и видно, что особенно необ­ходима ему интонация любви.

Переход от молчания к речи осуществляется не мгновенно. Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление на 3—4-м месяце жизни гуления, а затем лепета.

Гуление проявляется в непроизвольном воспроизведении нарас­пев гласных звуков, и, хотя в них и их сочетаниях нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет его к возможности общения.

Особенно важен этап лепета. Гуление, кроме того, подтверждает человече­скую сущность младенца: гулят, т.е. именно так произносят глас­ные звуки, только люди!

Монолог ребенка, созревшего до спо­собности гулить, мог бы выглядеть так: «Конечно, мне и сейчас нужно, чтобы вы говорили со мной, меня еще долго будет тянуть слушать вас. Мне очень нужна интонация любви, но теперь я хо­чу, чтобы и вы послушали меня».

В гулении преобладают гласные звуки, которые имеют звучания, напоминающие А и У. Наряду с этим у него имеются попутно возникающие призвуки, сходные с мягким «г», похожим на «х». «Агу — ахгу…гу-гху…», — «говорит» ребенок (гулит).

Важно знать и то, что дети гулят независимо от того, находятся они в речевой среде, т.е. слышат ли они челове­ческую речь, или же нет. Это врожденный рефлекс.

6 мес. — 1 год. Условно говоря, этот этап можно назвать эта­пом синтетического (синкретического) познания человеческой речи. К 8—10 месяцам речевой репертуар ребенка качественно меняется: гуление уступает место лепету.

Если гуление носит чисто рефлекторный характер, то лепет — это первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры мозга. Далее ее роль становится все большей.

Лепет чрезвычайно важен, т.к. подготавливает речевой аппа­рат к последующим действиям. Ребенок произносит разные сло­ги, т.е. речевые отрезки, состоящие не только из гласных, но и согласных. Чрезвычайно важно и интересно, что произносимые ребенком слоги организованы в ритмические группы.

Вначале лепетные интонации ребенка просты по артикуляции и модуля­ции (изменению частоты тона): «мамама…», «дядядя…», «баба-ба», а затем усложняются: «ля-ля-ля», «ка-ка-га» и т.п. Поздний мелодический лепет весьма разнообразен по различным пара­метрам.

Подробная характеристика просодических особеннос­тей позднего мелодического лепета содержится в монографии Е.Н. Винарской.

Существует выражение, что язык без костей. Это означает, что он должен двигаться во всевозможных направлениях и при­нимать любые, даже самые замысловатые позы.

Важно и то, что слоги лепетной речи объединены в разные ритмические группы. Это тоже подготовка речевого механизма к будущим сложным речевым актам, поскольку слова и фразы, которые мы говорим, имеют ритм.

Как ни странно, качество и активность лепета во многом связано с тем как ребенок вскармливается, а именно, совершаются  в актах вскармливания полноценные сосательные движения, нужном ли объеме.

Детям-искусственникам, которых, к сожалению теперь большинство, часто не хватает таких вот действий, губы и язык не набирают достаточной силы, а главное — подвижности и дифференцированности (способности действо­вать разными частями отдельно).

Это может сыграть отрицатель­ную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы рожки с маленькими отверстиями.

Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, обли­зывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны.

Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них, де­тям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят…» Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извле­кать что-то свое, находящее отражение в лепете.

Скорее всего, преимущественное участие в осуществлении лепета принимает подкорковый уровень мозга. Для него характер­на реализация итеративных (равномерно повторяющихся) двигательных стимулов, из которых, по существу, и состоит лепетная речь.

Кроме того, лепет — результат активности слуховой коры мозга и, по-видимому, двуполушарной, поскольку функ­циональная асимметрия между полушариями в этот период жиз­ни ребенка еще отсутствует.

1—1,5 года. В 1 — 1,5 года дети оттачивают умение мычать, ры­чать, мяукать, шипеть и жужжать близко к тому, как это делают животные.

Взрослым такое уже недоступно, как и детям более позднего возраста. Объясняется это тем, что ребенок со време­нем переходит на язык людей, который гораздо более абстрак­тен, условен.

В первых сознательных словах ребенка, которые появляются у него уже в этот же период, нет тех имитаторских «чудес», которые имеются в лепете (эффект «обнуления»). Звуки речи произносятся в них неточно, одни заменяются другими.

Де­ти не ждут, когда научатся правильному звукопроизношению, их больше занимает смысл. Одновременно то и другое охватить трудно.

Детям важнее сказать слова, причем, чем «чисто» произ­носить звуки. Интересно, что самые нужные и самые простые по артикуляции: «мама, папа, баба, дядя, дай, на, дем (идем), тут…»

К 7-8 месяцам ребенок начинает понимать слова и простые Фразы речи взрослых. Отдельные же слова в его собственной речи появляются к 8—10 месяцам, иногда и к 11-12, сосуществуя с лепетом. Продолжая осваивать лепет, ребенок в 1 год с неболь­шим произносит выразительные звукоподражательные слова – «бах!, дя (да), ба»

В связи с этим можно считать, что с первого года жизни ребенок перешел от подготовительного периода к собственно речевому, хотя подготовительный далеко еще не ис­черпан.

Он продолжается довольно долго (до 18—20 месяцев), па­раллельно с собственно речевым развитием. В это время особен­но важна полноценная речевая среда.

Если первые слова появляются у ребенка вовремя и далее со­матическое состояние и условия жизни являются нормальными, идет бурное овладение способностью говорить. Детей так часто называют гениальными лингвистами, что это определение стало уже банальным.

Они невероятно быстро запоминают слова и правила их объединения в предложения. Взрослые, изучающие иностранные языки, не способны на такой темп усвоения прак­тической грамматики.

Возможность быстрого освоения языков в раннем детстве объясняется пластичностью детского мозга, а именно тем, что в нем еще далеко не все «места» заняты, и для образования ассоциативных связей не существует серьезных препятствий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)