Охрана памятников и искусства в Италии

Италия. По оценкам специалистов, данное государство больше остальных стран Западной Европы страдает от посягательств на культурные ценности. Каждый год в этой стране совершается около 18 тыс. краж картин, статуй, археологических ценностей <1>. Особую активность в незаконном обороте культурных ценностей проявляют различные группировки итальянских мафиози. Их деятельность уже нанесла невосполнимый ущерб культурному наследию страны: полностью утрачены ценности, относящиеся к культуре этрусков.

В то же время необходимо отметить, что в Италии сложилась достаточно объемная и, если можно так сказать, качественная нормативно-правовая база, предусматривающая охрану культурных ценностей, причем некоторые акты действуют уже в течение десятилетий (например, Законы N 1089 (1939 г.), N 1962 (1971 г.), N 44 (1975 г.), N 689 (1981 г.)).

Система законодательства Италии о памятниках истории и культуры претерпела существенные изменения в результате реформы, начатой в 1997 г. Закон от 8 октября 1997 г. N 352 “Положения о культурных ценностях” предписал Правительству в течение года со дня вступления этого Закона в силу принять законодательный декрет, содержащий текст, объединяющий и согласующий все нормативные положения по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды.

Интересно
Законодательный декрет от 29 октября 1999 г. N 490 “Единый текст положений законодательства по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды” был принят во исполнение ст. 1 названного Закона. В нем были объединены и систематизированы разрозненные нормативные положения, а также упрощен ряд процедур, предусмотренных законодательством.

Со вступлением в действие Законодательного декрета утратили силу предшествующие ему положения, регулирующие вопросы культурных ценностей и ценностей окружающей среды, которые не были включены в текст указанного Законодательного декрета, представляющего собой компиляцию действовавших на момент его принятия нормативных актов.

Итальянское законодательство не содержит понятия “памятник истории и культуры”, оно оперирует более широким понятием “историческое, художественное, демоэтноантропологическое, археологическое, архивное и библиотечное достояние”. Согласно ст. 2 названного Законодательного декрета оно включает:

  • движимое и недвижимое имущество, представляющее художественный, исторический, археологический или демоэтноантропологический интерес;
  • недвижимость, которая в силу своего отношения к истории – политической, военной, истории литературы, искусства и культуры в целом – приобретает исключительно важный интерес;
  • коллекции или серии объектов, которые по традиции, известности и особым природным характеристикам в комплексе представляют особый художественный или исторический интерес (в эту группу включаются также историко-культурные свидетельства, представляющие особый культурный интерес книжные собрания, принадлежащие частным лицам);
  • архивные ценности;
  • библиотечные ценности.

В свою очередь, в состав объектов, перечисленных в п. 1, включены: предметы, представляющие интерес для палеонтологии, предыстории примитивной культуры; объекты, представляющие интерес для нумизматики; рукописи, автографы, переписка, важные документы, первые печатные книги, редкие и ценные книги, оттиски, записки (гравюры); редкие и представляющие художественный или исторический интерес географические карты, музыкальные партитуры, фотографии вместе с негативами и матрицами; виллы, арки и сады, представляющие художественный и исторический интерес. К достоянию истории и культуры не могут быть отнесены произведения здравствующих авторов, а также произведения, с момента создания которых прошло менее 50 лет.

Глава 7 указанного Законодательного декрета предусматривает штрафные санкции за незаконные работы, использование, отчуждение (отчуждение без предварительного разрешения и непредставление в установленные законом сроки документов о переходе права собственности на переданные объекты или права пользования ими), вывоз (вывоз без соответствующего разрешения, невозвращение в страну объектов, вывезенных в режиме временного вывоза).

Нарушение порядка ведения археологических исследований, хищение находящихся в государственной собственности произведений искусства, подделку произведений искусства (воспроизведение произведений живописи, скульптуры или графики, античного объекта или объекта, представляющего историческую либо археологическую ценность, в целях извлечения прибыли).

Интересно
Состав правонарушения при незаконных работах предусматривает разрушение, переделку, перестройку, реставрацию, уничтожение фресок или иных украшений либо производство работ любого рода без соответствующего разрешения, а также производство временных работ, вызванных необходимостью предотвращения существенного вреда памятникам искусства и культуры, без немедленного извещения ответственного лица (руководителя дирекции по культурному достоянию) об их производстве. Незаконные работы наказываются лишением свободы на срок от шести месяцев до одного года и штрафом.

Незаконное использование, подразумевающее использование культурных ценностей по назначению, несовместимому с историческим или художественным характером объекта, способное причинить ущерб его сохранности или целостности, наказывается так же, как и в случае производства незаконных работ.

Нарушение порядка учета и вывоза культурной ценности без уведомления компетентных органов, несоблюдение предписаний местного управления по культуре при перевозке вещи наказываются так же, как производство незаконных работ. Нарушение порядка отчуждения культурной ценности карается лишением свободы на срок до одного года и штрафом
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)