Ответственность за причинение ущерба памятникам истории и культуры в законодательстве зарубежных стран

Обеспокоенность сохранением культурного наследия просматривается уже на “самом верхнем этаже” национального законодательства зарубежных стран – в их конституциях. В качестве примера можно назвать такую страну с богатейшим культурным наследием, как Италия. В соответствии с ее Конституцией государство охраняет историческое и художественное наследие нации, поощряет развитие культуры, а также научных и технических исследований.

И это не единственный пример. Албания, Венесуэла, Вьетнам, Испания, Китай, Германия, Куба, Португалия, все государства – участники СНГ и другие страны, различающиеся между собой по разным политико-экономическим признакам и показателям, закрепляют в своих конституциях право на пользование культурными ценностями и обязанность их охраны. Всего в рамках проведенного нами сравнительно-правового анализа было изучено соответствующее законодательство 37 стран.

Рассмотрим теперь законодательство стран дальнего зарубежья, которое охраняет памятники истории и культуры в своих государствах, исходя из их географического положения.

Страны Европы. Германия. В Основном Законе ФРГ устанавливается, что охрана немецкого культурного достояния является областью так называемой конкурирующей законодательной компетенции, т.е. ее регулирование относится к совместному ведению Федерации и отдельных земель.

Законодательство этой страны содержит наряду с кодифицированным законодательством некодифицированные акты, устанавливающие ответственность за посягательства на культурные ценности. Одним из таких актов является Закон от 6 августа 1955 г. “О защите культурной собственности” (в некоторых источниках он именуется Законом “О защите немецкого культурного достояния от вывоза за границу” в ред. от 8 июля 1999 г.). Согласно данному Закону ведется полный перечень культурных ценностей, составляющих культурное достояние (реестр). Этот перечень ведет Министерство внутренних дел Германии, составляется он на основе данных, получаемых из каждой земли Федеративной Республики

Интересно
В случае если культурной ценности, включенной в перечень, будет причинен ущерб или она будет утрачена, либо такую ценность будут перевозить, соответствующие компетентные власти должны быть незамедлительно извещены об этом.

Экспорт предметов, являющихся культурными ценностями и не прошедших регистрацию, запрещен. Кроме того, в случае экспортного вывоза культурных ценностей необходимо особое разрешение. В случае если интересы сохранения национального культурного наследия превосходят все другие интересы (ст. 1 названного Закона), выдача такого разрешения может быть запрещена.

Если собственник культурной ценности оказался в таком экономическом положении, когда он вынужден эту ценность продать, но не получил разрешения на экспорт, он может обратиться к высшим органам власти соответствующей земли (по месту нахождения культурной ценности). Эти органы, в свою очередь, проводят консультации с министром внутренних дел ФРГ и в итоге могут принять приемлемое для собственника решение (в плане налогообложения и взимания различных сборов за владение зарегистрированными произведениями искусства).

В ряде земель в послевоенный период были приняты новые законы об охране памятников, в частности Законы земли Гессен “О защите памятников культуры” 1974 г. и “О публичной безопасности и порядке” 1972 г. Так, Закон 1974 г. относит к памятникам культуры предметы, их совокупность или части предметов, в сохранении которых существует общественный интерес, основанный на их художественной, научной, технической, исторической ценности или градостроительных достоинствах.

Особой защитой пользуются памятники истории и культуры, занесенные в реестр памятников культуры или во временный регистрационный список памятников, если речь идет о памятниках археологического происхождения. Движимые памятники должны регистрироваться в реестре памятников или во временном регистрационном списке памятников земли Гессен, если речь идет: о компонентах убранства памятника архитектуры, который составляет единое целое на основании его художественных, исторических или иных достоинств; предметах изобразительного искусства, принадлежность которых к определенному месту исторически обоснована и сохранение которых представляет общественный интерес.

В соответствии с Законом земли Гессен “О защите памятников культуры” собственники и владельцы памятников культуры обязаны по мере возможности сохранять их и бережно к ним относиться. Если вследствие невыполнения ими своих обязательств причинен вред памятникам, органы защиты памятников вправе принимать необходимые меры по их сохранности.

Закон устанавливает необходимость получения специального разрешения органов охраны памятников, если планируются: разрушение памятника; существенное изменение его облика;

Перестройка, ремонт или “внутреннее вторжение”; снабжение разного рода надписями; удаление памятника от места его расположения (перенос). Разрешение также требуется в том случае, если в окружении памятника культуры планируется что-либо сооружать, изменять или устранять, вследствие чего памятник, его внешний вид или ансамбль будут существенно изменены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)