Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды является сегодня одной из важнейших общих проблем человечества в масштабах земного шара в целом.

Первые мероприятия (в том числе нормативные акты) по вопросам охраны окружающей среды в рамках ЕС начали утверждаться с начала 1970-х гг. – сначала в контексте регулирования общего рынка ЕЭС (сегодня единого внутреннего рынка ЕС), позднее – в качестве самостоятельного направления деятельности Союза на основании раздела “Окружающая среда”, включенного в Договор о ЕЭС (ныне ДФЕС) Единым европейским актом 1986 г. Вместе взятые, эти мероприятия образуют общую экологическую политику ЕС, официальным названием которой служит политика Союза в сфере окружающей среды.

В соответствии со ст. 191 ДФЕС политика Союза в сфере окружающей среды направлена на достижение следующих целей:

  • сохранение, защита и улучшение качества окружающей среды;
  • охрана здоровья людей;
  • осмотрительное и рациональное использование природных ресурсов;
    содействие на международной арене мерам, направленным на решение региональных или глобальных проблем окружающей среды, и, в частности, борьба с изменением климата (последняя цель была включена Лиссабонским договором 2007 г.).

Для достижения этих целей Европейский парламент и Совет на базе ст. 192 ДФЕС уполномочены издавать любые законодательные акты, в том числе направленные на гармонизацию экологического права государств-членов. Как и в некоторых других сферах компетенции ЕС (например, здравоохранение, защита потребителей), проводимая Союзом гармонизация национального экологического права является минимальной, поскольку не лишает государства-члены права устанавливать более строгие охранительные меры (ст. 193 ДФЕС).

Помимо установления общих минимальных стандартов законодательные акты Европейского парламента и Совета утверждают “программы действий общего характера”, на реализацию которых могут выделяться средства из бюджета ЕС (§ 3 ст. 192 ДФЕС).

При разработке и осуществлении политики в сфере окружающей среды Союз должен руководствоваться рядом принципов и условий, таких как учет “разнообразия ситуаций в различных регионах Союза” или “имеющихся научных и технических данных”, принципы предосторожности и профилактических действий, принцип “загрязнитель платит” и др. (§ 2–3 ст. 191 ДФЕС).

В системе категорий компетенции ЕС политика Союза в сфере окружающей среды отнесена к совместной компетенции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)