Оформление анкеты

Нет особой необходимости подробно останавливаться на проблеме оформления анкеты. Следует только заметить, что многолетний опыт проведения опросов позволяет отметить, что качество полиграфического, технического и эстетического дизайна бланка анкеты, безусловно, повышает интерес, ответственность и качество работы в целом как интервьюеров, так и респондентов.

Несомненно, это обстоятельство понимает каждый исследователь. Однако он нередко бывает лимитирован техническими и финансовыми возможностями. Здесь только хотелось бы напомнить, что не следует экономить средства и стремиться сделать из бланка анкеты «полиграфический шедевр». В конечном итоге, это окупится снижением количества отказов от участия в опросе и, главное, общим повышением качества заполнения.

На наш взгляд, «научить» оформлять анкету невозможно. Здесь самое широкое поле для проявления вкуса, интуиции и изобретательности автора инструментария.

Однако можно предложить наиболее общие рекомендации, которые могут быть полезны на заключительном этапе работы по созданию основного инструментария.

  1. Желательно, чтобы бланк опросника имел обложку с названием анкеты. Это название не обязательно должно отражать название темы (или цели) исследования. Важно, чтобы оно согласовывалось с содержанием вопросов «в глазах респондентов». На обложке обычно вверху указывается полное название организации, проводящей опрос, внизу — год проведения опроса.
  2. Вопросы анкеты лучше разбить на «тематические» блоки (вопросы, связанные одной проблемой); каждый из блоков следует предварять либо названием, либо небольшим вступлением, либо общеустановочным вопросом.
  3. Порядок следования как блоков, так и вопросов внутри каждого блока должен устанавливаться не логикой исследователя (зависящей от логики последующего анализа), а логикой респондента — человека, отвечающего на вопросы. Другими словами, ему должно быть «как бы понятно» — почему и для чего ему задают «именно эти вопросы». Поэтому часто в анкете приходится ставить вопросы,
    которые продиктованы не потребностями анализа (как правило, в последующем анализе они и не используются), а для связки отдельных вопросов или для перехода от одной проблемы к другой. Например, переход к блоку вопросов, на¬
    правленных на установление политической ориентации людей, может предваряться вопросом: «Интересуетесь ли Вы политикой?» или «В какой степени Вас интересует политика?» и т.п.

Существуют определенные различия в оформлении анкет, предназначенных для самозаполнения и для интервью. В первую очередь это касается обшей инструкции по заполнению анкеты. При интервью инструкция по требованиям к заполнению анкеты готовится на отдельном бланке; при самозаполнении — перед вопросами (лучше на отдельной странице) печатается общая инструкция респондентам по требованиям к заполнению опросника.

Эта инструкция должна быть короткой. Здесь достаточно сосредоточить внимание респондентов на том, что необходимо дать ответ на все вопросы, а также на том — как именно следует отмечать подходящие ответы (обводить кружком кодовый номер или подчеркивать ответ и т.п.), как производить исправления, если респондент хочет изменить свой ответ.

Каждый из вопросов (пунктов) в большинстве случаев целесообразно сопровождать дополнительной конкретной инструкцией: например, «Отметьте один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие, с Вашей точки зрения, варианты ответов», или «Отметьте не более 3-х, наиболее подходящих, с Вашей точки зрения, вариантов ответов» и т.п.

Такие конкретные инструкции-напоминания полезны даже интервьюеру, который должен быть хорошо знаком с анкетой до начала интервью, но в процессе беседы с респондентом может упускать из виду некоторые требования. Тем более необходимы такие инструкции-напоминания респонденту, который даже при внимательном ознакомлении с общей инструкцией, конечно же, не сохраняет в памяти все требования, изложенные в начале бланка опросника.

Кроме вопросов и инструкций к ним, бланк анкеты нередко требуется снабжать и другими дополнительными текстами: вступлениями-комментариями к блокам анкеты или отдельным вопросам; после вопросов-фильтров следует указывать, каким группам респондентов следует пропустить несколько вопросов, не имеющих к ним отношение и т.п.

При подготовке сопроводительных текстов к вопросам надо учитывать, что в случаях самозаполнения все комментарии, обращения и инструкции адресуются непосредственно респонденту; в задачу интервьюера входит лишь контроль за тем, чтобы респондент обратил на них внимание и правильно понял.

В случаях, когда сбор информации осуществляется способом интервью, все соответствующие ремарки, комментарии и инструкции в тексте бланка анкеты адресуются интервьюеру; кроме того, обычно в интервью используются карточки с текстом вариантов ответов к тем вопросам, перечень ответов к которым слишком длинный и громоздкий для его адекватного восприятия «на слух».

Размещая содержание подготовленной анкеты на страницах бланка, социолог,обычно сталкивается с проблемой расположения вопросов. Вопрос с прилагаемым к нему перечнем ответов должен быть размешен на одной странице; нельзя переносить на другую страницу часть вариантов ответов, оставляя вопрос вне поля зрения респондента.

Часто в результате размещения вопросов на страницах бланка анкеты социолог не удовлетворен полученной «картинкой» — на одних страницах -«густо», на других — «пусто». В данном случае следует учитывать, что респонденту легче воспринимать отдельный вопрос — его основной смысл и содержание — тогда, когда он четко выделен на странице из общего текста. Чем больше интервалы между отдельными пунктами анкеты, тем лучше.

Однако, учитывая, что увеличение количества страниц одного бланка анкеты приводит к многократному увеличению общего расхода бумаги, можно руководствоваться следующим правилом: в тех случаях, когда возникают проблемы с компактным размещением вопросов, лучше уменьшать интервалы между строчками одного вопроса, но увеличивать интервалы между пунктами анкеты.

В целом все же хотелось бы напомнить, что при оформлении анкеты в большей степени следует руководствоваться качеством анкеты, чем соображениями, связанными с возможностью экономии бумаги. «Спрессованная» в результате экономии бумаги анкета может настолько снизить качество информации, что значительно дешевле было бы вообще не проводить опрос.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)