Оценка и градация качества товаров

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей.
Определение их действительного значения и сопоставление с базовыми показателями. Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих
Основными критериями выбора являются: этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); потребности, которым должен удовлетворять товар; субъективные особенности оценщика.

Определение действительных значений показателей качества. Производится путем количественных и качественных измерений. Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные – для размерности.

Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других НД, а также стандартные образцы, вещества, эталоны. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации.

Виды безопасности товаров и природа воздействий, влияющих на них.

Градация качества – класс, сорт, категория или разряд, соответствующие различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.

Примеры: Класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц.

Сорт – градация качества продукции по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией.

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими – к неликвидным.

Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают сортамент природный и товарный.

Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1-й, 2-й и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра. Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай.

На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.

 

Пересортица – один из распространенных способов качественной фальсификации.
Кроме деления на товарные сорта, ряд товаров подразделяют по основным и частным признакам на группы – сложности или качества, марки, номера и др.

Группы сложности – градации, различающиеся по технологическому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.

Дефект (defect): невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

При товародвижении возникают потери сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Потери измеряются в натуральном и стоимостном выражении, подразделяются на две группы:

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы:

По причинам возникновения выделяют два вида количественных потерь: естественная убыль и предреализационные товарные потери (рис. 13).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)