Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю

Следующей обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункте назначения. Этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор.

Как только грузополучатель выразил в надлежащей форме требование получить груз, он приобретает все права по договору перевозки, которыми до этого обладал грузоотправитель. С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом.

На грузополучателя не могут быть возложены никакие обязанности ни договором, ни законом до того, как он выразил согласие стать участником правоотношения по перевозке грузов. Это в полной мере относится и к обязанности своевременно принять и выгрузить груз (ст. 43 УЖТ). Вряд ли можно признать справедливым возложение обязанностей по вывозу и выгрузке груза на лицо, которое не давало согласия на осуществление перевозки.

Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 29, разработанными в соответствии со ст. 34, 35 УЖТ, установлено, что перевозчик обязан письменно либо по телефону уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия, о чем производится запись в книге уведомлений о прибытии грузов, а также указывается в оригинале транспортной накладной и дорожной ведомости.

Интересно
Выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем. Выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством РФ.

При выдаче грузов, перевозимых в крытых вагонах, опломбированных ЗПУ, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра коммерческого состояния вагонов. Если состояние не вызывает сомнения в целостности вагонов и сохранности грузов, такие грузы в вагонах выдаются без проверки. Вагоны открытого типа проверяются визуальным осмотром груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения. При отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость перевозчика принять участие в выдаче груза, такие грузы выдаются в вагонах без проверки.

Подтверждением фактической выдачи грузов без проверки являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графах: «Вагон сдал», «Вагон принял»

Памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах. Приемосдаточные операции производятся на месте выгрузки. Если получатель выразил намерение реализовать свое право принять груз, то ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза получателем по причинам, зависящим от него, несет грузополучатель.

Для получения груза уполномоченное лицо грузоотправителя представляет перевозчику доверенность, оформленную в соответствии с законодательством РФ и предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов.

В соответствии со ст. 38 УЖТ при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения согласно Правилам хранения грузов на железнодорожном транспорте.

В случаях обнаружения при выгрузке повреждений вагонов (контейнеров), ЗПУ перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, предусмотрено два вида документов, которыми удостоверяются факты несохранности груза и иные нарушения обязанностей по перевозке.

К таковым относятся акты общей формы и коммерческие акты.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

  • несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной;
  • повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;
  • обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
  • возвращения перевозчику похищенного груза;
  • непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 ч после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Содержание коммерческого акта не является бесспорным доказательством обстоятельств, изложенных в нем. При рассмотрении дела в суде он оценивается наряду с другими доказательствами. Однако без представления коммерческого акта соответствующие обстоятельства не могут подтверждаться другими доказательствами, а заявленный иск не подлежит рассмотрению.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или в случае оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов – в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки.

Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов – в течение одних суток со дня получения заявления.

Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.

Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:

  1. Задержки подачи и приема вагонов.
  2. Задержки локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя.
  3. Задержки груза в пути следования.
  4. Утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной.
  5. Неочистки вагонов, контейнеров, цистерн и бункерных.
  6. Отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере.
  7. Повреждения вагона, контейнера.
  8. Самовольного занятия и использования вагонов.
  9. Отказа или уклонения от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта.
  10. Других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

Выводы экспертизы должны отвечать на вопрос о причинах повреждения (порчи) груза, их размерах, а также на какую сумму понизилась стоимость груза. Акт экспертизы оформляется и выдается перевозчику для последующего приложения его к коммерческому акту.

В соответствии со ст. 796 ГК документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель оплачивает перевозчику сбор за хранение груза. На грузополучателя возлагается в необходимых случаях (например, после перевозки птиц, скоропортящихся грузов и т.п.) обязанность по промывке вагонов как внутри, так и снаружи после выгрузки вагонов (ст. 44 УЖТ).

В связи с несвоевременным приемом вагонов, выгрузкой грузов, вывозом грузов с железнодорожных станций получателями перевозчик имеет право увеличить размеры: сбора за хранение выгруженных грузов до пятикратного размера указанного сбора; до двукратного размера указанной платы.

Интересно
Как справедливо полагает В. В. Витрянский, такие действия должны рассматриваться как разрешенное законом одностороннее изменение гражданско-правовых обязательств, вытекающих из соответствующих договоров (ст. 310 ГК).

Эта мера оперативного воздействия перевозчика на грузополучателя исключает со стороны последнего возможность оспаривания таких действий. Спор о повышенном размере сбора и платы теперь возможен лишь по искам перевозчиков (но не грузополучателей) о взыскании с грузополучателей задолженности по соответствующему сбору и плате.

Особые правила установлены для случаев утраты и розыска груза.

Статьей 45 УЖТ предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня исчисления срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

Перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения. Общая норма о праве перевозчика на удержание груза содержится в ст. 790 ГК, согласно п. 4 которой перевозчик имеет право удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

Основания удержания сформулированы в ст. 359 ГК, согласно которой кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет выполнено. Правила этой статьи носят диспозитивный характер.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)