Обучение персонала: понятие и сущность

Обучение персонала – это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации. Обучение персонала в организации ориентировано на достижение двух взаимосвязанных целей:

  • удовлетворение образовательных потребностей работника;
  • профессиональная подготовка работника для производительного и эффективного труда.

Профессиональный потенциал персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Уровень квалификации персонала определяет возможность расширения производства, повышения качества продукции и услуг, роста производительности труда, внедрения инноваций и т. д.

Можно выделить ряд факторов повышения роли профессионального потенциала персонала в развитии организации (рис. 1).

Так, автоматизация производства, новые технологии обуславливает повышенные требования к общему образовательному уровню персонала. Использование новых методов организации труда (децентрализация управления, гибкие структуры и формы организации труда, делегирование полномочий, менеджмент качества и др.) приводят к расширению профиля и совмещению специальностей одним работником.

Пример: Работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство несколькими исполнителями или руководит самостоятельным участком работы.

Быстрое развитие и внедрение новых технологий обуславливает динамизм квалификации персонала.

Пример: В 1987 г. половины существовавших в 1967 г. специальностей не было, а к 2007 г. практически все стали новыми [3].

В последние годы отмечается быстрое устаревание профессиональных знаний по различным отраслям науки в связи с ее бурным развитием.

Пример: В металлургии срок устаревания знаний составляет 3,9 года, в машиностроении – 5,2 года, в химической промышленности – 4,2 года [3].

Интеграция мирового сообщества приводит к росту мобильности рабочей силы, что обуславливает необходимость международной гармонизации профессиональной квалификации работников.

Пример: Принятие международных стандартов качества персонала WorldSkills и развитие системы сертификации качества персонала в РФ выдвигает единые требования к работникам.

Таким образом, можно отметить, что квалификация персонала в современных условиях имеет ряд характерных особенностей (см. рис. 2).

Возрастающее значение профессионального потенциала персонала привело к тому, что организация подготовки и дополнительного профессионального образования стала одной из основных функций системы управления персоналом, а ее бюджет – наибольшим после заработной платы статьей расходов многих компаний.

Практически во всех странах мира обучение персонала имеет государственную поддержку.

Пример: Во Франции на основании Закона о развитии персонала организации обязаны не менее 2 % от фонда оплаты труда расходовать на подготовку и повышение квалификации кадров.

Пример: В России реализуются государственные программы переподготовки безработных.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В ряде случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников.

Пример: В соответствии с нормативными документами педагогические работники и государственные гражданские служащие должны повышать квалификацию – не реже одного раза в три года.

С целью профессионального образования работника организация имеет право заключать с ним ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору. Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

С помощью дополнительного профессионального образования работников в организации могут быть решены следующие задачи:

  • повышение эффективности профессиональной деятельности работника,
  • подготовка работников к будущим изменениям,
  • повышение общего уровня компетентности работников, расширение их кругозора, создание возможностей для профессионального роста.

Дополнительное профессиональное образование персонала должно основываться на следующих принципах обучения взрослых:

  • актуальности;
  • участия, когда обучающиеся активно участвуют в учебном процессе и непосредственно используют новые знания и навыки уже в ходе обучения;
  • повторения, которое помогает превратить приобретенные навыки в привычку;
  • обратной связи, когда обучающиеся постоянно получают информацию о том, насколько они продвинулись вперед.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)