Общие проблемы образования России

Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, острый дефицит бюджета привели к неудовлетворительному финансированию образования. В 90–х годах ХХ столетия тенденция сокращения реального объема ассигнований на образование стала доминировать.

Общая потребность в средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджета менее чем на четверть. «В текущих ценах бюджетные средства сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение к уровню 1990 г. Во многих вузах зарплату выплачивали один раз в месяц, что является нарушением Трудового кодекса Российской Федерации.

Слабая нормативно–правовая база, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования, низкий уровень защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства и прав личности в области образования.

Интересно
Ухудшение материально–технической базы образовательных учреждений, резкое сокращение капитальных вложений, темпы износа зданий и сооружений существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. «Так, в 2–3 смены работают 32% школ и только 46% школ имеют все виды удобств». Многие периферийные вузы в 90–х годах не получали бюджетных средств на развитие материальной базы, что привело к ее старению и физическому износу.

Кадровое обеспечение образовательных учреждений ухудшилось в период переходной рыночной экономики (1991–2005 гг.):

  • сохраняется тенденция старения педагогических работников в сфере общего и профессионального образования, приток молодых педагогов недостаточен из–за низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности;
  • активизировалась «утечка умов» – лучших ученых и педагогов – за границу, из периферийных вузов – в столичные вузы, из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири – в центральные регионы Европейской части.

В последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования населения России. На это влияют несколько факторов:

  • сокращение населения России, в основном старшего и среднего возраста, т. е. населения с высоким уровнем образования (с 1990 по 2005 гг. оно сократилось почти на 9 млн человек);
  • снижение начального профессионального уровня трудовых ресурсов в результате сокращения числа учащихся в учреждениях начального образования (с 1990 по 2000 гг. на 123 тыс. человек);
  • угроза превращения российской демократической системы высшего образования в сословно–элитарную из–за роста платного образования, оплачиваемого из личных доходов населения.

Стратегии – оптимизации государственного участия в экономике, сосредоточению государства на ключевых функциях и передаче
периферийных функций альтернативным провайдерам, перераспределению усилий между целям текущего поддержания стабильности и целями развития.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)