Основное об образовании в Великобритании

В последние десятилетия образование в Великобритании, продолжая быть одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике, отстаивает и свою независимость от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом, правительством страны.

Первым актом общенационального значения в стране считают Закон об образовании 1944 г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования.

Кстати, довольно долго в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. И на сегодняшний день реформы в образовательной политике коснулись все-таки школьных программ. Это относится, прежде всего, к объединенным школам.

Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так называемое ядро — обязательные для всех базовые дисциплины. Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.

При оценке знаний в английской школе также используют тесты. Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.

В 1993 г. Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

Они сформулированы в виде следующих целей:

  • сокращение объема обязательного образования;
  • совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;
  • сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;
  • увеличение инвестиций в образование;
  • расширение участия общественности в деятельности школы.

Центральным органом управления образования в Англии является Министерство образования (с 2010 года). Министерство образования принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает, посредством финансовых операций, влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты.

Однако деятельность отдельных учебных заведений не контролируется. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования здесь начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

В последние годы влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Министерство образования вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета.

Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

Образование формирует особый менталитет, и на этой основе создается культура. В информационном обществе образованность является уже необходимым условием его существования, поэтому сфера образования становится приоритетной, ответственной за формирование нового социального характера, способного реально трансформировать новую культуру информационного общества.

Надо отметить, что система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют и две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая в Шотландии. Разнообразие школ поражает. Найти определенные критерии, чтобы классифицировать английские школы, практически невозможно.

Наиболее распространенный тип школы в Великобритании — школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут — данные школы не выходят из списков самых дорогих и престижных школ мира.

Если классифицировать по половой принадлежности обучающихся, то в Великобритании функционируют:

  • смешанные школы — в них совместно обучаются мальчики и девочки. В стране есть много сторонников совместного обучения, аргументирующих свою позицию следующими утверждениями:
  • дети с ранних лет учатся общаться и сотрудничать с представителями противоположного пола;
  • представители противоположного пола стимулируют амбициозность и повышают мотивацию к саморазвитию;
  • школы для девочек — в них обучаются только девочки. Аргументы в пользу отдельного обучения девочек следующие:
  • девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в этих школах им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников;
  • девочки, как правило, отличаются большей самоорганизованностью и лучшей дисциплиной, коллективы девочек оказываются лучше организованными и сфокусированными на учебе;
  • не отвлекают от учебы и дела любовные;
  • девочки растут самостоятельными и не ожидают, что за них кто-то сделает «неженскую работу»;
  • соревновательная среда мало привлекает, а иногда даже угнетает девочек, которые гораздо больше ценят поддержку и командную работу;
  • школы для мальчиков — в них обучаются только мальчики. Аргументов в пользу отдельного обучения мальчиков тоже немало:
  • мальчики от природы являются более подвижными и активными, и им для нормального развития необходимо много движения, спорта и подвижных игр;
  • у мальчиков несколько иные критерии успешности, чем у девочек (не послушание, а лидерство, не «сглаживание острых углов», а сопротивление, дерзость и т. д.);
  • соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития;
  • мальчики с детства приучаются легко справляться с «немужской работой» и становятся самодостаточными и самостоятельными.

Теперь о ступенях образования.

Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3–4 лет.
В частных школах в подготовительные (или начальные) классы принимают детей, начиная с 5 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет, а в возрасте 11–13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы.

Начальное школьное образование предполагает, что большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.

Уточним:

  • Primary schools — возраст учеников от 4 до 11 лет. Экзамены SAT проводятся в 2 этапа, на втором и шестом годах обучения. Результаты второго экзамена важны для поступления в Secondary School;
  • Junior Schools — для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу.

Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы (чаще всего в частные школыпансионы) в возрасте 11–13 лет.

Уточним и это:

  • Senior School — для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов, за которыми следует еще одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate;
  • Grammar school — образование для детей в возрасте от 11 лет по углубленной программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form);
  • школы по подготовке к университетам (Sixth Form) — для старших подростков 16–18 лет.

Одна из основных задач британской школы — формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно по 7–9 предметам) на сертификат о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education.

В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, молодые люди могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго A2-levels.

Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4–5 предметов, второй 3–4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы обучающийся подбирает себе индивидуально из 15–20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3–5 лет обучения в университете. Часто иностранные студенты, приезжая на учебу в Великобританию, начинают свое образование с A-levels.

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить профессиональное или высшее образование. Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра).

Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушел из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education — HE) включает в себя программы по получению степени бакалавра, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA (мастер делового администрирования/магистр бизнес-администрирования). Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Высшее образование платное и для граждан страны, и для иностранцев. Для последних — дороже. Студенты-граждане Великобритании могут учиться в долг, который начинают отдавать после получения диплома и устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Если же этого не происходит, возвращать долг не нужно. В последнее время в парламенте все больше депутатов склоняются к тому, чтобы повысить стоимость обучения. Такие инициативы, естественно, непопулярны среди студентов.

Согласно исследованиям качества среднего образования в мире, Великобритания на протяжении предыдущего десятилетия демонстрировала негативную динамику в отношении качества подготовки выпускников своих школ. В отношении высшего образования Великобритания традиционно занимает 2 или 3 позицию в международных рейтингах вузов. К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей.

В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения. Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами. Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).

Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший  административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается.

В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов. Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры.

Продолжительность летних каникул четыре месяца (с 1 июня по 30 сентября). Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с определенным количеством студентов, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени.

Традиционный академизм университетов привел сегодня к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта.

В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Оксфордский университет (University of Oxford) — британский университет в городе Оксфорд, Англия. Один из старейших университетов в мире, первый англоязычный и на Британских островах. Хотя точная дата основания университета неизвестна, есть сведения, что обучение там происходило уже в 1096 году.

Входит в группу «старинных университетов» Великобритании и Ирландии, а также в элитную группу лучших университетов Великобритании. Обучение платное.
Высылка иностранцев из Парижского Университета в 1167 году (в результате реформы Генриха II Плантагенета, запрещающего английским студентам учиться в Сорбонне) заставила многих английских учеников уехать из Франции и поселиться в Оксфорде.
Первое упоминание об иностранных учениках было в 1190 году, первым иностранным студентом по документам был некий «Emo of Friesland».

Главой университета являлся (и является по сей день) канцлер. Неанглийские студенты-британцы делились на северных (шотландцы) и южных (ирландцы и валлийцы). В последующих веках географическая принадлежность продолжала влиять на многих студентов, когда дружба между колледжами или общежитиями
стала обычаем.

Члены многих монашеских орденов — доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы — обосновались в Оксфорде в середине XIII века — они оказывали влияние и поддерживали студенческие дома. Примерно в то же время частными благотворителями были созданы колледжи. Среди них были Уильям Дарем, который в 1249 году основал Университетский колледж (Оксфорд) (University College), и Иоанн I де Баллиол, отец будущего Короля Шотландии, в честь которого назван Колледж Баллиол (Balliol College).

Английский лорд-канцлер и основатель Мертон-колледжа (Merton College), Вальтер де Мертон разработал правила для колледжей. Мертон-колледж стал образцом для других колледжей Оксфорда и Кембриджа. После этого многие студенты оставили жизнь в общежитиях и религиозных домах и переехали в колледжи.

В 1333–34 гг. несколько недовольных учёных из Оксфорда попытались основать новый университет в Стамфорде. Из Оксфорда стали поступать протесты в адрес короля Эдуарда III и он запретил его создание — до 20-х гг. XIX века в Англии не было разрешено создавать новые университеты, даже в Лондоне, и Оксфорд и Кембридж сохраняли монополию.

Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в Средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

Специальная комиссия Оксфорда рассматривает оценки (только отличные, A-level), рекомендательные письма, проводит собеседования. В некоторых случаях будущего студента могут попросить показать свои письменные работы, провести собственные письменные тесты.

Поскольку места в университете предлагаются до того, как большинство абитуриентов закончит школьные экзамены, студенты, как правило, принимаются с условием того, что их оценки к началу учебного года будут не меньше оговоренного балла (conditional offer). Необходимо также знать английский язык не хуже англичанина.

Обучение платное: расходы на проживание в год — около 8 тысяч фунтов; плата за обучение зависит от выбранной специальности — гуманитарные науки — 6300 фунтов; точные науки — 8400 фунтов, медицина — 15400 фунтов. Для поступления в магистратуру и аспирантуру кандидаты подают заявления на соответствующий факультет.

Не допускается подача заявлений в один и тот же год одновременно в Оксфордский и Кембриджский университеты.Университет состоит из 38 колледжей, а также 6 общежитий — закрытых учебных заведений, принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены, большинство лекций и лабораторных занятий организованы централизовано, а колледжи проводят индивидуальные занятия со студентами и семинары.

Сейчас в Оксфорде учится более 20 тысяч студентов — около четверти из них — иностранные. Их количество резко увеличивается летом, когда открываются летние языковые школы. Женщин в Оксфорд начали принимать только в 1920-х гг., в 70-х было отменено раздельное обучение.

Штат преподавателей Оксфорда огромен — почти 4 тысячи человек, из них более 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской академии. Оксфорд использует в обучении уникальную систему тьюторства — над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности. Основные направления подготовки студентов: гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Отделения:

  • классических языков и литературы;
  • древней истории;
  • филологии, лингвистики и фонетики;
  • живописи и изобразительного искусства;
  • английского языка и литературы;
  • средневековых и современных языков;
  • современной истории;
  • музыки;
  • Востока;
  • философии;
  • теологии;
  • Китая;
  • истории искусств;
  • истории медицины;
  • антропологии;
  • археологии;
  • биохимии;
  • географии;
  • наук о растениях;
  • зоологии;
  • математики;
  • статистики;
  • химии;
  • наук о Земле;
  • инженерных наук;
  • материаловедения;
  • физики;
  • анестезии;
  • кардиоваскулярной медицины;
  • клинических лабораторных наук;
  • клинической медицины;
  • клинической неврологии;
  • клинической фармакологии;
  • генетики;
  • молекулярной медицины;
  • акушерства и гинекологии;
  • офтальмологии;
  • педиатрии;
  • психиатрии;
  • здоровья населения и первой помощи;
  • хирургии;
  • экспериментальной психологии;
  • анатомии и генетики человека;
  • патологии;
  • фармакологии;
  • физиологии;
  • Африки;
  • Бразилии;
  • современного Китая;
  • Японии;
  • Латинской Америки;
  • России и Восточной Европы;
  • Южной Азии;
  • экономики;
  • образования;
  • Института интернета;
  • права;
  • менеджмента;
  • политики и международных отношений;
  • общественной политики и социальной работы;
  • социологии;
  • дополнительного образования.

Оксфорд — не только университет, но еще и крупнейший научно-исследовательский центр. У Оксфорда больше сотни библиотек (самая обширная университетская библиотека в Англии) и музеев, свое издательство.

Студенты имеют возможность большое количество своего времени посвящать досугу — к их услугам более 300 кружков по интересам. Традиционно пристальное внимание в Оксфорде уделяется спорту как полезному и престижному виду отдыха.
Из стен Оксфорда вышла целая плеяда блестящих деятелей науки, литературы, искусства — здесь преподавали Кристофер Рен, Джон Толкин, Льюис Кэрролл, учились Роджер Бэкон и Маргарет Тэтчер. 25 британских премьер-министров окончили Оксфорд.

Кембриджский университет (University of Cambridge, Universitas Cantabrigiensis) — университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране. Официальный статус университета — привилегированное благотворительное учреждение (exempt charity).

инансирование складывается из государственного образовательного гранта (Higher Education Funding Council), студенческих/аспирантских денежных взносов, пожертвований благотворительных фондов, дохода издательства Cambridge University Press, грантов группы «Рассел» и некоторых других источников. Обучение платное.

Университет вырос из собрания ученых людей города Кембриджа, которое было образовано, судя по летописям, в 1209 году учеными, покинувшими город Оксфорд из-за того, что оксфордский студент убил жительницу города. В 1214 году были составлены формальные университетские правила. По ним назначался рек- тор и программа с экзаменами.

В Средневековье все знания об окружающем мире получали в монастырях. Главным отличием от монастырей стало обучение наукам, философии, логике, математике. Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж».

Административно Кембриджский университет представляет собой конфедерацию колледжей (всего 31). У каждого колледжа своя недвижимость, библиотека, общежитие для студентов, (протестантская) церковь (chapel) с обязательным хором и органом и так далее. Жизнь и работа колледжей регулируются их собственными уставами и правилами (например, гендерные и возрастные ограничения для абитуриентов).

Каждый колледж имеет своих представителей в совете университета. Вместе с тем, студенты любого колледжа могут пользоваться общими подразделениями университета, среди которых знаменитая Кембриджская университет- ская библиотека, Кембриджская обсерватория, Кавендишская лаборатория.

Учебная и научная работа студентов и аспирантов организована в шести так называемых «школах» университета. Каждая «школа» — административно-тематическая (проблемная) группа из нескольких факультетов (совокупность кафедр), научноисследовательских институтов, лабораторий и тому подобного:

  •  Arts and Humanities (гуманитарные науки)
    Faculty of Architecture and History of Art (архитектура и искусствоведение)
    Faculty of Asian and Middle Eastern Studies (востоковедение) Faculty of Classics (латынь, древнегреческий)
    Faculty of Divinity (теология)
    Faculty of English (английский язык)
    Faculty of Modern and Medieval Languages (современные и средневековые языки)
    Faculty of Music (музыковедение, фольклористика, история исполнительства)
    Faculty of Philosophy (философия)
    Centre for Research in the Arts, Social Sciences and Humanities (НИИ гуманитарного знания)
    The Language Centre (НИИ языкознания)
  • Humanities and Social Sciences (общественные науки)
    Faculty of Human, Social and Political Science (социология, политология)
    Faculty of Economics (экономика) Faculty of Education (педагогика) Faculty of History (история)
    Department of History and Philosophy of Science (кафедра истории науки и философии)
    Faculty of Law (юриспруденция)
    Institute of Criminology (НИИ криминалистики)
    Department of Land Economy (кафедра народного хозяйства и экологии)
  • Biological Sciences (биологические науки)
  • Physical Sciences (естествознание)
  • Clinical Medicine (клиническая медицина)
  • Technology (техника и технология)

Ординарные преподаватели (не «почасовики») в «школах» одновременно являются действительными членами (fellows) какоголибо из колледжей. Среди людей, так или иначе связанных с Кембриджским университетом, 88 нобелевских лауреатов — по этому показателю он занимает одно из первых мест среди высших учебных заведений мира.

В Кембриджском университете обучение ведется по 28 курсам, которые включают в себя следующие предметы:

  • Anglo-Saxon, Norse and Celtic (Англосаксы, скандинавы, кельты)
  • Архитектура
  • Азия и Ближний Восток
  • Классика (древняя Греция и древний Рим)
  • Экономика
  • Английский
  • География
  • История
  • История искусств
  • Археология
  • Биологическая антропология
  • Политика и международные отношения
  • Социальная антропология
  • Социология
  • Сельскохозяйственная экономика
  • Право
  • Лингвистика
  • Менеджмент (Management Studies)
  • Современные и средневековые языки (французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский и русский языки)
  • Музыковедение (история и теория), композиция
  • Философия
  • Теология и религиоведение
  • Chemical Engineering
  • Компьютерные науки (Computer science)
  • Engineering
  • Технология машиностроения (Manufacturing engineering)
  • Математика
  • Медицина
  • Астрофизика
  • Биохимия
  • Биологические и биомедицинские науки (Biological and Biomedical Sciences)
  • Химия
  • Генетика
  • Геология
  • Материаловедение (Materials Science)
  • Неврология
  • Патология
  • Фармакология
  • Естествознание (Physical sciences)
  • Физика
  • Физиология, эволюция и неврология (Physiology, development and neuroscience)
  • Ботаника (Plant sciences)
  • Психология
  • Системная биология (Systems biology)
  • Зоология
  • Психология и поведенческие науки (Psychological and behavioural sciences)
  • Ветеринария

В настоящий момент Кембриджский университет насчитывает 31 колледж, которые неофициально делятся на 16 «старых» (с датой основания между 1284 и 1596 гг.) и 15 «новых» (дата основания между 1800 и 1977 гг.). Три колледжа принимают только женщин (Нью Холл, Ньюнхэм и Люси Кавендиш). Остальные 28 колледжей — смешанные.

Два колледжа принимают только аспирантов — post-graduate students (Клэр Холл и Дарвин). 4 колледжа принимают преимущественно взрослых студентов (старше 21 года) или аспирантов (graduate, postgraduate) (Хью Холл, Люси Кавендиш, Св. Эд- мунд и Вулфсон). Остальные 25 колледжей принимают как студентов (undergraduate), так и аспирантов.

В Кембридже есть теологические колледжи, напри мер Вестминстерский колледж и Ридли Холл, связанные с университетом через Кембриджскую теологическую федерацию. В 2011–2012 учебном году стоимость обучения для иностранных студентов составляла £11829 для предметов 1-й и 2-й групп (археология и антропология, экономика, педагогика, право, лингвистика, математика, политология, психология и другие), £15480 — для предметов 3-й группы (архитектура, география, музыка), £18000 — для предметов 4-й группы (инженерия, информатика, менеджмент и другие), £28632 — для предметов 5 группы (медицина и ветеринария).

Также необходимо учитывать, что раз в год надо оплачивать университетский сбор (College fees) — от £4400 до £5200. Прожиточный минимум для иностранных студентов составляет около £8000 в год.

Существуют гранты для иностранных студентов, которые частично покрывают стоимость обучения или сборы колледжа. Их количество ограничено. Гораздо большее количество грантов предлагается магистрантам и аспирантам.

Началом развития в стране высшего заочного образования явилось создание Открытого университета. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов.

Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных программ (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).

Система экзаменов определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена в конце 1-го и 3-го годов обучения — по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени: университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине 6 лет).

Первые академические степени бывают двух видов: почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения или выполнения научно-исследовательской работы. Не так давно введена степень магистра философии, которая присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более.

Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в Великобритании, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки. Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет. За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает:

  • создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
  • дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
  • установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
  • расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны.

В соответствии с прогнозами, видимо, будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет и доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что определит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений.

Однако определяющим по-прежнему останется государственное финансирование высшей школы. Упомянутый выше Закон о дальнейшем и высшем образовании упраздняет бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.

Можно сказать, что совершенствование системы образования Великобритании в последние годы является одним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства. И, наконец, сравним некоторые параметры российского образования и образования в Соединенном королевстве.

Конечно, на поступление в учебное заведение в Британии уходит несоизмеримо больше, чем в России, денег, сил и времени. Для британцев обязательное среднее образование заканчивается в 16 лет, когда они сдают единый государственный экзамен. По сути, этот документ можно сравнить с российским аттестатом за девятый класс.

Затем студент может выбрать между средним профессиональным образованием и получением высшего. Те школьники, которые хотят поступать в университеты, обязаны отучиться в колледжах еще два года. Здесь готовятся к конкретной профессии, и в ней всего несколько профилирующих предметов. Результаты экзаменов [A-level] университетами принимаются как вступительные испытания. Школу по такой программе британец заканчивает в 18 лет.

Российские абитуриенты поступить в британские университеты сразу после окончания школы не могут: эквивалентом среднего образования в Британии считается российский аттестат зрелости и два года обучения в каком-либо вузе. Чтобы попасть в вуз Великобритании, россиянам необходимо не только иметь аттестат об окончании школы на родине, но и восполнить разницу между средними образованиями, поэтому перед поступлением в вуз отечественный выпускник должен отучиться в Великобритании по специальным программам: либо по двухгодичной A-level вместе с британскими студентами, либо по более популярной одногодичной программе Foundation, разработанной специально для иностранных абитуриентов (обычно поступления проходят в сентябре и январе).

Программа предусматривает ознакомление с учебной системой Великобритании, системой оценки знаний студентов и подтягивает английский язык абитуриента до уровня поступления в вуз. Чтобы стать студентом программы, необходимо сдать тест по английскому языку IELTS на уровне 5.5 баллов или TOEFL — на 500 баллов. Языковым занятиям посвящена большая часть времени Foundation programme — практически треть всего курса. Помимо языка студенты изучают профильные предметы, которые пригодятся в дальнейшем при поступлении — от математики до основ бизнеса.

Перед этим студент должен выбрать направление, на котором будет обучаться: бизнес, юриспруденция, искусство и т. д. К слову, на A-level, в отличие от Foundation, студент выбирает именно только необходимые ему предметы. Почти у каждого университета заключены договоры с определенными колледжами, обучающими студентов по Foundation programme, поэтому обычно выпускники школ сначала выбирают университет, а потом смотрят, с какими колледжами у него заключены договоры.

По правилам Великобритании, пакеты документов могут быть отосланы не более чем в пять вузов. Помимо результатов экзаменов в пакете документов должно быть резюме учащегося, список предпочитаемых вузов в алфавитном порядке и рекомендация из колледжа. Причем, нередко студенты сначала присылают свои резюме, а потом уже результаты экзаменов.

Обучение по Foundation programme стоит примерно 7–8 тыс. фунтов стерлингов за год. После года учебы (хотя студенты с хорошим английским могут закончить программу и раньше) студентам предстоит три года учиться в британском университете, чтобы стать бакалавром. Далее плата за обучение варьируется в зависимости от выбранного университета и курса и может составить от 4 тысяч фунтов стерлингов до 12 тысяч фунтов стерлингов за год, а иногда и выше.

После окончания университета можно поступить в магистратуру (Postgraduate degree) — учатся там один год. Выпускники российских вузов могут обучаться в британской магистратуре без дополнительной подготовки, но для этого нужно иметь высокий уровень знания английского языка, и многие предпочитают сначала пройти курс по подготовке к Postgraduate degree. Обучение в магистратуре стоит от 10 до 20 тысяч фунтов стерлингов. В статью расходов следует вписать и плату за проживание.

После окончания вуза студенческая виза действует еще год, в течение которого выпускникам дается шанс устроиться на стажировку или найти работу. При желании работодатель впоследствии может сделать сотруднику из России рабочую визу. Вузы же предлагает студентам различные стипендии и гранты, по которым можно бесплатно учиться в магистратуре.

Лидирующие позиции в большинстве вузов Великобритании среди российских студентов занимают три направления: финансы, менеджмент и юриспруденция. Вообще считается, что российские студенты занимают пятое место среди иностранных студентов [не из Евросоюза]. Как говорят сами студенты, «подход и методы» в британских вузах отличаются от российской системы образования.

Итак, в России, как и в Англии, четко сформирована система высшего образования. Система высшего образования у них полностью соответствует Европейской — в России переход еще полностью не закончен. С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала гораздо ближе к британской.

Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только за плату. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год. Большее распространение, чем в Англии, в России получили такие формы обучения, как заочная и вечерняя.

В России высшее образование предполагает сегодня, прежде всего, получение звания бакалавра, а в Англии получение ученой или докторской степени. Великобритания и Россия — две не похожие друг на друга системы образования, хотя, конечно, Болонский процесс в значительной мере способствует сближению, тем более, что оба наши государства знают цену образованию своих граждан.

Не будем искать достоинства и недостатки — по нашим материалам учащиеся, видимо, все-таки сумею составить свое собственное мнение, а вообще, мир теперь открыт — обучение практически в любой стране мира открыто — было бы желание (средства, возможности, знания и т. п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)