Образовательная система Германии — управление, политика, структура, содержание

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно.

Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах.

Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, кроме всего прочего, утверждают учебники для использования в школах данной земли.

В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе рамочного федерального закона. Таким образом, достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе, но и в средней школе строится на основе сочетания обязательных предметов и тех, которые можно выбирать по желанию.

Система образования Германии интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.

Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. Германия располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном, как мы уже сказали, образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.

Министерство образования разрабатывает концепции образовательной политики, выделяет средства на расширение вузов. Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.

После воссоединения Германии началась активная работа по реформированию образования в так называемых новых землях. Образовательная система бывшей ГДР, особенно ее высшая школа, была создана по советскому образцу. Для нее были характерны: большое число плановых показателей, чрезмерная идеологизация образования, перенасыщенность вспомогательным персоналом и обслуживающими структурами (собственные детские сады, дома отдыха).

После объединения Германии среднее образование было передано в ведение вновь созданных федеральных земель. На основе действующего в ФРГ общего закона об образовании, в каждой из земель был принят свой закон. Отсутствие опыта федеральной демократии привело к тому, что эти законы оказались не слишком согласованными между собой, имеют ряд противоречий с общефедеральным законом.

А теперь конкретнее о системе и уровнях образования в Германии. Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывает детей возраста 3–5 лет. Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: 1–4 классы, в некоторых землях 1–6 классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.

Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4–6 классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального достатка его родителей, а от его способностей и желания.

Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессионального мастерства посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.

В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного времени.

Контингент полной народной школы с годами снижается из-за возрастания числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.  Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в плане продолжения обучения, и окончившие полную народную школу, при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов), могут получить свидетельство реальной школы. Последняя отличается от полной народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-научного, языкового, общественно-экономического и др.).

Реальная школа характеризуется как теоретикопрактическая. В отличии от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших классах вводится один — два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.

Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные училища. Реальная школа открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов — в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.

Гимназии — единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую ступень гимназии (11–13 классы). Оканчивают гимназию в 13 классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.

Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть еще инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы для всех типов гимназий: немецкий язык, история, география, математика, биология, физкультура, музыка и религия.

В классических гимназиях обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия. В старших классах вводятся предметы по выбору (от 2 до 7 часов в неделю). Образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер. В школьной системе Германии небольшое место занимают общие школы, в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рас-
сматривать пока в качестве эксперимента.

По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем 9 класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и 9 класс (начальный) реальной школы.

Выпускник 10 класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а 11–12 классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие 10 класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16%.

Постепенно вводится более дифференцированная система обучения — с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении. До начала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным. В последние годы в Германии наметилась тенденция к увеличению доли учащихся гимназий и реальных школ за счет уменьшения доли учащихся средних
учебных заведений остальных типов.

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов.

Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила — при поступлении на ряд факультетов (в частности, на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие в конкурсе. Реформа высшего образования в Германии, связанная с объединением страны (1991 г.) и вызванной отсюда необходимостью унификации образовательных стандартов, привела к тому, что диплом Abitur перестал рассматриваться в качестве безусловной гарантии качества полученного его обладателем среднего образования.

Дополним. Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3 лет по 6–8 часов в неделю.

Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают знания, связанные с их специальностью.

В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество школ специальностей — домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и пр. со сроком обучения 1–4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников для сферы обслуживания.

Имеется в стране и небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2–3 года, в течение которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор.

Около 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы без практического обучения, что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства профессионального обучения в Германии, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, а количество учебных мест стабильно его превышает.

В сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.

В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся профессионально-технических училищ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения.

Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, обанкротились и закрылись, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Вводится и дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование.

Сегодня принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленности.

Предполагается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.

Система высшего образования Германии включает сегодня более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются по большей части государственными. Лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.

Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы.

Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими по сравнению с университетами затратами на обучение, специальные вузы заслуживают большого внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.

Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее — сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

Система учета успеваемости студентов заключается в измерении в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150–160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.

В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, обер-семинары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.

В Германии существует ученая степень доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении. Научная деятельность вузов Германии строится на концепции высшего образования В. фон Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском ландшафте страны.

Научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской и промышленной наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что важно, из научных учреждений, в том числе, вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.

С 50-х гг. прошлого века распространена форма совместных исследований, когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы — члены объединения.

В Германии четко практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже педагоги обязаны периодически сами проходить практику на фирме.

При вузах существуют демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими [бесприбыльными] научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д.

Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе, высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты около 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая как кредит (школьникам средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о
том, что родители не в состоянии их содержать).

Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, контингент студентов неуклонно растет, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.

Главным принципом высшего образования в Германии является академическая свобода — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14–20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.

Сегодня система высшего образования Германии объединяет более 300 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются, как мы уже сказали, государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).

Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Он расположен в небольшом городе Гейдельберге в 60 километрах от Франкфурта-наМайне.

Университет был основан курфюрстом Рупрехтом I с соизволения римского папы Урбана VI, чтобы дать его разрозненным владениям, Пфальцу на Рейне, центр духовной жизни, привлечь иностранцев и воспитывать церковных деятелей и государственных чиновников в собственной стране. Подоплекой образования университета стал Великий западный раскол католической церкви: выпускники Сорбонны, подчинявшихся авиньонскому папе Клименту VII, не могли служить в церквях Пфальца, управляемых папой римским, поэтому возникла потребность в собственном теологическом образовании.

Первые профессора в Гейдельберг приехали из Парижа и Праги. Ректором-основателем университета стал Марсилий Ингенский, приверженец номинализма, долгое время преподававшегося в университете в исключительном порядке. На момент основания Гейдельбергский университет стал четвертым по старшинству после болонского, пражского и венского университетов на территории Священной Римской империи и первым университетом на территории современной Германии.

Поначалу университет испытывал острую нехватку в помещениях. Занятия проходили в монастырях августинцев и францисканцев. Больше места университет получил после того, как курфюрст Рупрехт II изгнал евреев из Гейдельберга и передал освободившиеся здания университету. Здание синагоги было переделано под Мариинскую капеллу и служило аудиторией. Для финансирования университета курфюрст Рупрехт III основал монастырь Святого духа, церковь Святого духа стала одновременно и церковью университета, пока в XIX веке ее функции не переняла церковь Святого Петра.

Курфюрсты заботились о своих университетах, но иногда нарушали их автономию. Так, Фридрих I Победоносный провел важную университетскую реформу: на теологическом факультете было разрешено преподавать реализм, что означало некоторую свободу преподавания. Одновременно на юридическом факультете стали изучать не только церковное, но и светское право.

Несмотря на Гейдельбергский диспут Мартина Лютера 1518 года, университет долгое время был глух к Реформации. Реформация затронула только факультет свободных искусств. Лишь курфюрст Оттхайнрих преобразовал весь университет в 1556 году в Высшую школу евангелизма. В связи с этим он провел имеющую важнейшее значение реформу: отныне студенты должны были посещать занятия в светской одежде, а не в рясах.

На теологическом факультете обязательными для изучения стали древнееврейский и древнегреческий языки, на медицинском факультете больше внимание стали уделять практической стороне образования. Благодаря курфюрсту Фридриху III во второй половине XVI века Гейдельберг стал центром европейской культуры и науки и приобрел особое значение в качестве высшей школы кальвинизма.

Гейдельберг стал «немецкой Женевой», то есть центром кальвинистской учености, что привлекало в университет профессоров и студентов со всей Европы. При участии теологического факультета в 1563 году возник знаменитый Гейдельбергский катехизис. Наряду с кальвинизмом в конце XVI века существовал и так называемый поздний гуманизм.

Период расцвета длился до 1618 года. Тридцатилетняя война тяжело далась университету, занятия неоднократно прерывались. В 1622 году всемирно известная Гейдельбергская библиотека была перенесена в Рим. Открытию университета после войны помешало полное разрушение Гейдельберга войсками Людовика XIV в 1693 году. Университет вновь закрылся на несколько лет.

В XVIII веке в Гейдельберге царила интеллектуальная посредственность. Большинство профессоров было иезуитами, задерживающимися в Гейдельберге лишь ненадолго. Остальные профессорские должности передавались по наследству, что не способствовало должному научному уровню. Евангелистский характер обучения был уничтожен запоздалой Контрреформацией.

Растраты финансовых средств и революционные войны конца XVIII века лишили университет его имущества и независимых доходов. В 1735 году на Университетской площади рядом с «Domus Wilhelmina», известным сегодня под именем «Alte Universität» («Старый университет»), появилось новое главное здание университета.

Переход Гейдельберга во владение Бадена в 1802 году привел к повторному созданию университета. Университет был реорганизован и стал государственно финансируемым учебным учреждением. К имени основателя университета было добавлено имя первого великого герцога Карла Фридриха Баденского. С тех пор он называется Гейдельбергским университетом имени Руперта и Карла.

Университет тех времен исповедовал новый гуманизм, но и романтики нашли своих приверженцев среди профессоров и студентов университета. В Гейдельберге два года преподавал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Фридрих Шлоссер основал здесь собственную школу политических исторических наук, врач Максимилиан Йозеф фон Келиус привлекал пациентов со всей Европы.

Профессора Гейдельберга являлись представителями либерализма, многие из них в 1848 году были членами Франкфуртского национального собрания. В то время как естественные науки в лице Роберта Бунзена, Густава Кирхгофа и Германа Гельмгольца переживали свой звездный час, Гейдельберг образца XIX века был известен, прежде всего, как юридический университет.

В 1886 году университет отпраздновал свой 500-летний юбилей. В 1893 году в честь университета был назван астероид (353). Руперто-Карола, открытый немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Гейдельбергского университета.
В начале XX века в университете преподавали Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

Гейдельберг был либеральным мировым университетом. Это было видно не только по притоку иностранных студентов, но и по особому, гейдельбергскому, духу, междисциплинарным беседам, инспирированным Максом Вебером и его друзьями, Эрнстом Трельчем и другими молодыми учеными.

Во времена Веймарской республики Гейдельберг считался оплотом демократического духа, поддерживаемого такими профессорами как Карл Ясперс, Густав Радбрух, Мартин Дибелиус, Альфред Вебер. На построенном Карлом Грубером на американские пожертвования здании Нового университета появилась надпись-посвящение Фридриха Гундольфа: «Духу живущему».

Студенчество становилось все более радикальным — в частности, известность получил «Гумбелевский бунт» 1930 года, когда студенты-нацисты захватили здание, требуя увольнения экстраординарного профессора Эмиля Гумбеля, и для восстановления порядка пришлось задействовать полицию.

В научном плане лицом университета того времени были философский и юридический факультеты. Но новые пути пролагались, прежде всего, Лудольфом Крелем с его концепцией целостной медицины. Здесь также работал долгие годы пропагандист
«арийской физики» Филипп Ленард.

Университет Гейдельберга стал первым университетом Германии, приветствовавшим национал-социализм. Это привело к увольнению большого количества педагогов еврейского происхождения, а затем и к исключению студентов по политическим и расовым причинам. Многие были вынуждены эмигрировать. В сожжении книг на Университетской площади принимали активное участие, прежде всего, сотрудники университета (сожжение книг в 1933 году в Германии).

Особое участие в нем принимали представители молодежи, и со временем университет стал исповедовать откровенно фашистские настроения. Посвящение на здании университета «Духу живущему» было переделано в «Духу немецкому», и многие, даже среди профессоров, служили этому девизу. Во Второй мировой войне университет не пострадал, но требовал духовного обновления.

Под руководством философа Карла Ясперса был разработан новый устав, по которому университет обязался «служить живущему духу правды, справедливости и человеколюбия». Первым ректором послевоенных времен стал хирург Карл Генрих Бауэр. Университет был разделен и пространственно: факультет естественных наук и часть медицинского факультета переехали в университетские здания в Нойенгеймер Фельд, а гуманитарные науки остались в старом городе. Старинная клиника в Бергхайме была расширена.

Реформы изменили и структуру университета: если со дня основания университет состоял из четырех факультетов (теологического, юридического, медицинского и философского), к которым лишь в 1890 году был присоединен пятый — факультет естественных наук, то начиная с 1969 года, университет был разделен на 16 факультетов.
В 1968 году в университете был организован Социалистический коллектив пациентов.
Количество студентов постоянно растет: в юбилейный 1986 год (600-летие университета) в Гейдельберге обучалось 27 тысяч студентов. Они составляли подавляющую часть населения Гейдельберга.

В последние годы благодаря своим многочисленным клиникам и совместной работе с различными исследовательскими учреждениями университет получил признание в области медицины, нейробиологии и физики, математики и информатики, юридических и экономических наук. Гейдельберг стал первым университетом, основавшим филиалы за рубежом: в Египте, Чили и США.

Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене Университет Людвига Максимиллиана (основан в XV веке). Университет был основан в 1472 году герцогом Людвигом IX Богатым, который стремился поднять уровень духовенства и улучшить жизнь в монастырях. Основанный им университет сначала находился в Ингольштадте и назывался Ингольштадтским.

Состоял из четырех факультетов. Своего рода бакалавриатом был факультет искусств (из него вырос современный факультет философии), после которого студенты могли продолжить обучение на факультетах медицины, юриспруденции или теологии. В XVI веке Ингольштадтский университет играл важную роль в становлении немецкого гуманизма и Контрреформации, а в XVIII веке, в эпоху Просвещения, был одним из главных центров распространения знаний.

В 1800 году университет был переведен в Ландсхут. Переезд был вызван тем, что Ингольштадт оказался под угрозой французского нашествия. Кроме того, перевод университета в другой город помогал обновить консервативный преподавательский состав, находившийся под влиянием иезуитского ордена.

Перевод университета в Ландсхут был идеей баварского короля Максимилиана I, и в итоге вуз получил название в честь своего основателя, Людвига IX Богатого, и Максимилиана I — университет имени Людвига-Максимилиана. В Ландсхуте учебное заведение находилось всего четверть века, и затем университет был переведен в Мюнхен, столицу Баварии. На новом месте вуз стал быстро расти, открывая новые факультеты. В начале XX века университет Людвига-Максимилиана одним из первых в Германии стал принимать женщин.

После Первой мировой войны университет пережил еще один подъем, особенно в области естественных и точных наук, и стал крупнейшим мировым центром по исследованиям в области атомной физики.

После непростого периода Третьего рейха и Второй мировой войны университет вернул себе статус одного из лучших вузов Германии и Европы и удерживает его и по сей день Этот вуз известен и крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Университет объединяет сегодня 20 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета — более 45 тысяч человек.

Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении Германии составляет пять лет, хотя встречаются вузы с четырехили шестилетними курсами. Максимальная продолжительность курса высшего образования в Германии составляет десять лет. Зачисление в вузы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром.

Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3–4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4–6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию.

Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, то есть обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения второго высшего образования). Ряд германских фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд имени Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляет отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. В отличие от германских абитуриентов, иностранцы при поступлении в вуз ФРГ должны сдать обязательный экзамен по немецкому языку (DSH-Pruefung).

Магистратура Мюнхенского университета очень популярна у иностранцев, потому что вуз предлагает реально много программ на английском языке. Однако на некоторых специальностях (медицина, фармацевтика, право, педагогика) в университете им. Людвига-Максимилиана учиться можно только на немецком. В зависимости от того, на какую программу — немецкоязычную или англоязычную — вы поступаете, нужно подтвердить уровень владения соответствующим языком.

При поступлении обращают внимание не только на результаты языкового экзамена, но и на оценки в дипломе бакалавра, особенно по тем предметам, которые имеют отношение к выбранной магистерской программе. Если вы хотите сменить специальность, то нужно будет обосновать, почему вы хотите это сделать, и, скорее всего, сдать экзамены по недостающим предметам. Каждый факультет имеет свои требования к поступающим (как правило, вступительные экзамены по профильным предметам).

Аспирантура (Promotion) Мюнхенского университета предлагает обучение по 35 программам. Отбором и приемом аспирантов каждый факультет занимается самостоятельно, и при оценке заявке особое внимание уделяется научным заслугам и потенциалу кандидата, а также его профессиональным интересам и выбранной теме исследования. У поступающих в аспирантуру должен быть, как минимум, диплом бакалавра с отличными оценками, очень хорошее знание немецкого языка и понимание, какими исследованиями кандидат хочет заниматься.

Университет особенно интересен именно тем, что предлагает более 150 специальностей для основного и дополнительного предметов, которые можно комбинировать в различных вариациях. Например, изучая философию, можно параллельно изучать квантовую физику как дополнительный предмет. Именно эта трансдисциплинарность, как и интернациональность, служить визитной карточной вуза.

Университет во все времена славился своим свободомыслием. В главном корпусе находится музей-мемориал в память о знаменитой «Белой Розе», молодежной антифашистской организации, большинство членов которой было казнено. Все улицы мюнхенского студенческого городка и обе университетские площади названы именами погибших студентов.

Традиционно преподаватели и студенты имеют активную гражданскую позицию и организуют акции и мероприятия как культурного, так и социального значения: благотворительность, выставки и кинопоказы на художественные и политические темы,
конференции, экскурсии и фестивали.

Еще один из старейших и знаменитейших университетов Германии — Геттингенский университет имени Георга-Августа (Georg-August-Universität) — один из традиционных образовательных центров Нижней Саксонии.

Университет был основан ган новерским курфюрстом Георгом- Августом (более известным в качестве короля Великобритании) в 1734 году. Занятия начались в 1737 году в составе четырех факультетов, на которых учились 800 студентов.

В продолжение XVIII века университет быстро развивался и, достигнув численности 1000 студентов, стал одним из крупнейших высших учебных заведений Евро- пы того времени. При нем действовала Обсерватория Шретера (в Лилиентале).

В эпоху Просвещения университет стал известен как «школа закона», поскольку более половины его студентов посвятили се бя юриспруденции. Геттингенский университет пользовался успехом среди русской дворянской молодежи, увлеченной немецкой идеалистической философией. Лекции в Геттингене посещали многие будущие декабристы и персонаж романа «Евгений Оне- гин» — Владимир Ленский («с душою прямо геттингенской»).

К концу XIX века заметную роль в жизни университета стали играть естественные науки, особенно математика. В XIX веке с Геттингенским университетом были связаны такие выдающиеся математики, как Карл Фридрих Гаусс, Бернхард Риман, Петер Гу- став Лежен-Дирихле, Феликс Клейн, Дэвид Гильберт. Деятельность Гильберта превратила в начале XX столетия Геттинген в математическую Мекку.

В первые десятилетия XX века университет стал центром многих направлений современной физики, пока в 1930-е годы профессора еврейского происхождения не были подвергнуты гонениям и не покинули университет. Университет утратил значение крупного учебного и научного центра.

После окончания войны университет был значительно расширен, однако ему не удалось достичь довоенной славы. С Геттингенским университетом связана деятельность по меньшей мере 45 нобелевских лауреатов.

В 2015 в состав университета входило 13 факультетов: сельскохозяйственный; биологический; химический; лесного хозяйства и лесной экологии; географии и геологии; математический; физический; юридический; общественных наук; экономических наук; богословский; философский; медицинский. При университете находится Библиотека Нижней Саксонии, насчитывающая (2004) свыше 3,5 млн томов; Геттингенская академия наук и четыре научно-исследовательских института.

Тюбингенский университет Эберхарда и Карла (EberhardKarls-Universitaet Tuebingen) — один из старейших немецких университетов, находится в Тюбингене (земля Баден-Вюртемберг). Университет включает 14 факультетов: евангелическо-богословский, католическо-богословский, юридический, экономический, медицинский, философско-исторический, социальных и поведенческих наук, филологический, культурологический, физико-математический, химико-фармацевтический, биологический, наук о Земле, информационных технологий.

Кроме того, в состав университета входит ряд научно-исследовательских институтов; к медицинскому факультету прикреплены 17 больниц (в общей сложности 1500 коек, ежегодно в больницах обслуживается свыше 250 тыс. человек, в том числе, в стационаре более 65 тысяч человек).

Университет основан в 1477 году вюртембергским графом Эберхардом V (он же Эберхард Бородатый, с 1495 вюртембергский герцог Эберхард I). В 1536 году основана Евангелическая семинария. Процветанию университета значительно способствовал герцог Карл Эйген, имя которого в 1769 году было включено в название университета.

Во второй половине XIX в. открылись отраслевые высшие учебные заведения и библиотеки. Университет стал широко известен благодаря деятельности богословов — представителей Тюбингенской школы. В 1863 здесь был основан первый в Германии факультет естественных наук. После Второй мировой войны Тюбинген стал первым немецким городом, где вновь открылся университет.

Среди преподавателей и студентов университета выдающиеся деятели науки и культуры: богослов Филипп Меланхтон, астроном Иоганн Кеплер, поэт Фридрих Гельдерлин и философы Гегель, Шеллинг, римский папа Бенедикт XVI. Преподаватель университета — ученый-генетик Христиана Нюслайн-Фолард, лауреат Нобелевской премии по медицине. В университете обучается более 22 тысяч студентов.

По уставу 1831 году университет управляется ректором, избираемым на один год сенатом университета; при ректоре в качестве уполномоченного от правительства состоит канцлер. В 1977 году университет отпраздновал 500-летний юбилей.

Еще один знаменитый и старейший университет Германии — Йенский университет имени Фридриха Шиллера (FriedrichSchiller-Universitaet Jena, Universitas Litterarum Jenensis) в Тюрингии. Учрежден он был 2 февраля 1558 на базе существовавшей в Йене академической гимназии.

Первоначально открыть в Йене университет задумал саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный еще в 1547, однако он был взят в плен, и университет был открыт по инициативе его сыновей и при поддержке императора Карла V. При открытии университет имел теологический, юридический и медицинский факультеты, факультет изящных искусств. До конца Тридцатилетней войны (1618–48) университет был оплотом ортодоксального лютеранства.

К 2-й половине XVII в. относится первый период расцвета Йенского университета. В 1663 в университете учился Г. Лейбниц. В 90-х гг. XVII в. значение университета падает, новый подъем относится к концу XVIII в., когда университет, при поддержке герцога Карла Августа, становится центром классической немецкой философии и немецкого романтизма, воплотившего идеи революционной буржуазии.

С Йенским университетом связана деятельность И. В. Гете, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера (в честь которого он и был назван в 1934), Ф. Шлегеля. В 1801–1807 курс философии здесь читал Г. Гегель. Большую роль в университете в начале XIX в. играл известный естествоиспытатель и натурфилософ Л. Окен.

В 1841 в Йенском университете защитил свою докторскую диссертацию К. Маркс. Во 2-й половине XIX в. возросло значение естественнонаучных специальностей. В университете работали физик Э. Аббе, биолог Э. Геккель. В идеологическом отношении университет в конце XIX — начале XX вв. был средоточием крайне реакционных агрессивно-империалистических взглядов, с 1933 — фашистской идеологии.

Разрушенный во время Второй мировой войны, Йенский университет стал первым университетом, открытым (1945) вновь в ГДР. При университете был организован рабоче-крестьянский факультет, который давал знания в объеме полной средней школы, а также факультет марксизма-ленинизма. После воссоединения Германии в университете прошли демократические преобразования. Сейчас университет занимает одно из ведущих мест в техническом образовании благодаря, прежде всего, тесному сотрудничеству с корпорацией «Карл Цейс».

Сегодня в Йенском университете обучается почти 20 тысяч студентов. В нем работает около 3 тысяч преподавателей и научных сотрудников, в том числе, почти 500 профессоров.

Университет разделен на 10 факультетов: теологический, юридический, экономики и менеджмента, философский, социологический, математики и информационных технологий, физики и астрономии, химии и наук о земле, биологии и фармацевтики, медицинский.

Библиотека университета, основанная в 1558, насчитывает свыше 2 млн томов. Итак, система образования в Германии представляет собой четкую трехступенчатую структуру. На начальном, школьном и вузовском уровнях имеются как государственные, так и приватные/частные образовательные заведения. На всех ступенях предусмотрено бесплатное образование, если только родители или сами учащиеся не выбрали для себя иной способ обретения знаний, не предусматривающий участия в государственных программах.

Система образования в Германии такова, что позволяет посещать бесплатные лекции, семинары и практические занятия всем желающим, а не только жителям страны. Немецкая высшая школа повсеместно пропагандирует свой базовый принцип — академическую свободу, которая имеет всевозможные проявления. Поскольку сами вузы выступают в качестве автономных заведений, они обещают каждому члену студенческого братства определенную самостоятельность и волю.

Жесткой системы высшего образования в Германии, как мы видим, нет. То есть учиться необязатель но — любому студенту предоставлена полная независимость. Но это не исключает наличия ответственности и самодисциплины. Студент может не ходить на занятия вместе с однокурсниками, но он обязан выбрать конкретную специализацию и соответствующую вузовскую программу, составить план и распределить время согласно общим требованиям, обязательным в ходе накопления знаний по своей программе.

Студент волен произвольно посещать лекции, практикумы, стажировки и коллоквиумы, находить время для подработки и так далее. Большинству немцев и иностранцев, кстати, не удается уложиться в стандартный срок обучения, потому они вынуждены проводить в вузах более пяти отведенных лет.

Для иностранных студентов не требуется никаких особых знаний и привилегий.
Начало семестров в немецких вузах различается в зависимости от земли, однако эти различия обычно невелики.

Требуемые документы:

  • свидетельства о школьном и университетском образовании (минимум 2 года очного обучения или диплом, если закончить университет и продолжить получать образование по той же специальности в качестве магистра. Магистратура в Германских университетах является бесплатной. Но если же закончить университет в своей стране и получить диплом бакалавра, но по другой специальности — это обойдется в 500 евро/семестр). Школьное образование доказывается самим аттестатом и приложением к нему, университетское — академической справкой или же соответственно дипломом;
  • свидетельство о знаниях немецкого языка. Лучше всего для этого подходит международный признанный языковой сертификат (например, TestDAF). В зависимости от выбранного предмета для обучения могут потребоваться и знания других языков (на англистике, например, надо будет доказать знания английского языка сертификатами TOEFL, IELTS;
  • многие вузы также требуют мотивационное письмо и биографию;
  • копия заграничного паспорта (страница с личными данными и фото).

Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.

Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов. В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.

Родители всех учащихся до 25 лет в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере около 200 евро. Студенты, при учете собственных доходов и доходов родителей, могут получать беспроцентный кредит на учебу («BAföG»). Половину, но не более 10000 евро от этого кредита нужно потом вернуть государству (от этой обязанности освобождены выпускники, у которых в первый год после окончания вуза родился ребенок).

Рассмотрев системы высшего образования в Германии, зная отечественную систему, можно попробовать сделать выводы: отличие немецких вузов от российских заключается, кроме прочего, еще и в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения.

Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров.

В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом — преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе наши соотечественники.

К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем, это достаточно долго. В специализированных высших школах процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года.

Неограниченное время обучения в вузах Германии стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени — обычно это 5–7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы.

Но для иностранных студентов существует еще немалое количество преимуществ: в России, например, учебная программа рассчитана на 34–36 часов в неделю, в Германии она обычно составляет не более 20 часов. И еще: студенты учатся не по учебникам, а по лекциям и книгам, которые берут в библиотеке. Это предполагает использование авторитетных и современных источников знания, а также новейших научных данных, что положительно отражается на качестве приобретенных знаний.

Расширение немецкой вузовской базы, к сожалению, не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам.

Как правило, шанс на получение места в вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой учитываются различные конкретные обстоятельства.

Образование в Германии, в принципе, более разностороннее (много различных типов учебных заведений, хотя, если честно, по этому показателю мы начинаем догонять европейские страны), оно дает больше возможностей для самореализации, при выборе профессии — можно учиться на так называемой ориентировочной ступени и пробовать себя; можно проходить практику на различных предприятиях и одновременно получать профессиональное образование (а это то, что у нас пока не практикуется — двойная система профессионального образования).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)