Общество как объект научного познания

Познание человечеством жизнеопределяющих сторон его собственного существования является неотъемлемой частью процесса воспроизводства и развития общества как органического целого. Под термином «органическое целое» К. Маркс понимал такое целое, для которого существенным являются внутренняя взаимосвязь, взаимодействие составляющих элементов.

Основу этому определению заложил еще Г. Гегель. В.А. Вазюлин, анализируя методологию исследования развивающегося общества как органического целого подчеркивал, что если такое целое разложить на составляющие элементы, части и т.п., то исчезнет сама его суть. Например, если бы мы попробовали разложить на части какой-либо живой организм, то это привело бы лишь к его гибели.

 

Диалектическое рассмотрение общества как внутренне взаимосвязанной, саморазвивающейся системы стало возможным благодаря зарождению буржуазных экономических отношений, развитие которых поставило существование отдельного изолированного индивида, социальной группы, общности в зависимость от существования общества в целом.

Социология как самостоятельная наука возникла в Европе в конце XVIII — начале XIX в. Развитие феодальных отношений привело к возникновению мануфактурного производства, потребовавшего освобождения крестьян от личной зависимости.

Важно отметить, что переход от феодальных отношений, опирающихся на сословное право и патриархально-религиозные эталоны морального поведения, к буржуазным порядкам, основывающимся на буржуазных законах и прагматически утилитарных нормах жизнедеятельности, качественно отличается от смены рабовладельческого строя сословно-феодальным.

Специфика становления буржуазных отношений заключается в том, что впервые за всю историю общественного развития происходит разрушение личной зависимости между индивидами.

Раб лично зависел от рабовладельца, крестьянин лично зависел от феодала. Данная зависимость делала отношения между индивидами, социальными группами и сословиями прозрачными. Любое изменение социального статуса того или иного субъекта общественных отношений легко контролировалось и соответствующим образом направлялось.

Феодал заботился об обеспечении жизнедеятельности своих крестьян. Они составляли часть его частной собственности. Сколько бы детей не было в крестьянских семьях, все они находились в поле зрения суверена. Права и обязанности самого феодала также были расписаны сословным правом. Феодальное право признавало равенство субъектов лишь перед Богом.

Таким образом, образно выражаясь, можно сказать, что феодал выступал в роли социолога, обеспечивающего контроль за взаимодействием индивидов и направляющего в нужное русло процесс социального развития.

Буржуазное право разрушило личную зависимость между субъектами социальных отношений, поставив их в равное положение перед законом. С точки зрения социальных связей, это означало не просто обретение независимости субъектами взаимодействия, но и потерю влияния на них со стороны органов управления.

Вместе с тем разрушение личной зависимости между субъектами общественных отношений и их формальное равенство перед законом привели не только к свободе, раскрепощению и расцвету индивидуальности, но и дичайшему индивидуализму, а также к поражавшему современников эгоизму, цинизму и социальному неравенству.

Разрушение личной зависимости между индивидами вело к хаосу, бесконтрольное стремление к личной наживе — к конфликтам, беззащитность — к стрессам и самоубийствам. По-явилась объективная потребность в формировании нового социального института, который бы взял на себя функции сбора информации о деятельности, перемещении и целях различных индивидов, социальных групп и общностей, обобщения и анализа этой информации и обеспечения стабильности общественных отношений.

Абстрактные философские теории приходили во все большее противоречие с быстро развивающейся идеологией прагматизма, опирающейся на разумно-рациональный образ деятельности и позитивно-научный стиль мышления. Ученые пытались рационально обосновать и четко зафиксировать развивающиеся общественные отношения.

Взлет и прогресс естественно-научных дисциплин и упадок философской схоластической метафизики привели к попыткам создания науки об обществе с опорой на законы и методы естественных наук. Неудивительно, что и сегодня многие ученые обществоведы стоят на сциентистской позиции в отношении понимания специфики закономерностей общественного развития.

Под сциентизмом в социологии понимается концепция, заключающаяся в абсолютизации роли естественно-научных методов в системе познания общественных закономерностей.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)