Общее понятие символической деятельности

Основной отличительной особенностью символической де­ятельности является ее абстрактный характер, подразумеваю­щий оперирование знаками, потерявшими свою чувственную связь с предметами или же сохранившими ее в малой степени.

К таким знакам относятся прежде всего геометрические фигуры, буквы, цифры, а также условные обозначения, используемые в правилах дорожного движения, языках международной комму­никации, математике, физике, химии, музыке, секретных шиф­ровках и т.д.

К абстрактным символам могут относиться и «фан­тастические» (рожденные фантазией) художественные образы. Однако будучи даже очень сложными, эти образы сохраняют, хоть и опосредованную, ассоциативную связь с породившим их объектом или явлением.

Например, «Демон» Врубеля, который символизирует мятущуюся душу, или «Мыслитель» Родена, сим­волизирующий силу человеческого разума, могут быть не просто запечатлены как знаки, а поняты как образы.

Символы, имеющие определенную ассоциативную связь с обозначаемыми ими предметами или явлениями, носят название иконических, т.е. картинных (по лат. икона — картина). Абстракт­ные же знаки, о которых шла речь выше, обозначаются как неиконические (не картинные).

Существующие в настоящее время виды письменности также делятся на иконические и неиконические. Единицы иероглифи­ческого письма являются иконическими, буквенного — неиконическими. Иконическое письмо считается менее совершен­ным, чем неиконическое.

Очевидно, поэтому в японском языке существует и тот, и другой вид письменности. Это соответствует культурологическим особенностям японского этноса, в котором выражена тенденция к сохранению старых традиций и одновре­менно приобретению новых.

Иконическое происхождение сохраняют также римские циф­ры, в отличие от арабских, которые практически утеряли его. Тот факт, что и они когда-то носили иконический характер, подтверждает способ их написания на почтовых конвертах. В каж­дой из таких цифр зашифровано соответствующее число углов (на рисунке они отмечены дужками), т.е. имеется иконический элемент.

Символические знаки ребенок усваивает позже, чем реалис­тические. Однако важно помнить, что делает он это постепенно, и основополагающую роль здесь играют сказочные образы.

Они, хоть и предметны, но во многом вымышлены, и поэтому служат своеобразными «мостиками» от иконического мышления к не­коническому.

Ребенок, лишенный в раннем детстве сказок, от­тает в будущем в усвоении букв, цифр и прочего. Таким обра­зом символическая деятельность базируется на предметной. Даже если недоступно зрительное познание предметов, вступает в действие тактильный анализатор (стереогноз), слуховой и пр.

Пере­шагнуть через этап предметного познания мира невозможно. Иначе будет затруднен переход к тому этапу развития, когда ак­тивно созревают интеллектуально-мнестическая, волевая, эмо­циональная сферы, характеризующиеся большей сложностью.

Символические функции имеют менее определенное мозго­вое представительство, чем различные виды гнозиса и праксиса. Они осуществляются за счет совместной деятельности практиче­ски всего мозга или же большей его части. К таким функциям принято относить:

– мышление и сознание;

– эмоции, внимание, волю, поведение;

– память.

Для реализации каждой из этих функций необходима не толь­ко сохранность всех зон коры мозга, но и тех структур, от которых зависит нормативное протекание произвольных процессов нейродинамики, т.е. активность, темп деятельности, определяемые скоростью прохождения нервного импульса, смены одного им­пульса другим и прочее.

При ненормативных параметрах процес­сов нейродинамики функциональное состояние коры мозга либо ослаблено, т.е. находится в состоянии гипоактивации, либо рабо­тает импульсивно, т.е. находится в режиме недоступной для мозга гиперактивации.

Нарушения нейродинамики могут иметь место, даже если в мозге не выявлено анатомических повреждений.

Символические ВПФ исследуются различными способами, среди которых ведущим является эксперимент, состоящий в применении различных методик и тестов.

Краткое описание ме­тодик и тестов, систематизированных по видам высшей психи­ческой деятельности, дано в учебном пособии «Психолого-педа­гогическая диагностика», вышедшем под редакцией И.Ю. Лев­ченко, С.Д. Забрамной, Т.А. Добровольской в 2003 году (Изд-во «Академия»), В данном учебнике они практически лишь обозна­чены. Комментарии даны в самом сокращенном виде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)