Общая методика идентификационного исследования

Общая методика идентификационного исследования заключается в следующем. Экспертное идентификационное исследование состоит из трех стадий: раздельное исследование, сравнительное исследование, оценка результата и формулирование вывода. На первой стадии 30 объекты исследуются порознь для выделения их общих и частных идентификационных признаков.

На стадии сравнительного исследования выделенные совокупности признаков сравниваются и оцениваются на предмет совпадений и различий. При этом производится зрительное сопоставление объектов и их признаков, нередко с использованием специальных технических средств (сравнительный микроскоп, спектральный анализатор и др.). Здесь осуществляется простое сравнение объектов, их сравнение с наложением, структурный анализ — в основном для объектов, не имеющих материально фиксированной формы.

Раздельное исследование преследует цель выделить у каждого из объектов необходимую совокупность идентификационных признаков и их изучить. При сравнительном исследовании выявленные совокупности идентификационных признаков сопоставляются, чтобы установить среди них совпадающие и различающиеся. Всегда выявляются как те, так и другие признаки, ибо аналогичные объекты не совсем одинаковы, а разные объекты могут быть в чем-то похожими.

Сравнение идентификационных признаков ведется от общих к частным потому, что при обнаружении существенных различий исследуемый объект исключается из числа проверяемых. Сравнительное исследование проводится с учетом всех, даже мельчайших признаков, поскольку нередко именно на их совпадении и базируется вывод о тождестве.

Выявленные совокупности идентификационных признаков должны быть оценены. Если совпадающие признаки значимы, закономерен вывод о тождестве, который делается на основании их индивидуальной (неповторимой) совокупности.

Весь процесс идентификационного исследования — это экспертная идентификация плюс работа следователя по обеспечению решения идентификационной задачи. В нее входят:

  • обнаружение и изъятие идентифицирующих объектов (следов);
  • установление исходной совокупности проверяемых объектов, их изъятие;
  • формулирование идентификационной задачи, подготовка материалов и назначение соответствующей экспертизы;
  • раздельное идентификационное исследование;
  • сравнительное идентификационное исследование;
  • оценка полученных результатов;
  • доказывание связей идентифицированного объекта с расследуемым преступным событием, т.е. опять работа следователя, который должен проверить, как соотносится экспертное заключение о тождестве 31 либо его отсутствии с остальными материалами уголовного дела, ранее собранными судебными доказательствами.

Исходная совокупность объектов поиска устанавливается по их признакам в ходе предварительного исследования. Основная задача здесь — максимально сузить круг поиска, в идеале — довести его до единичного искомого объекта, который оставил следы в связи с данным преступлением.

Положительный ответ на вопрос о наличии тождества у исследованных объектов позволяет считать искомый объект установленным. Отрицательный результат (например, выяснилось, что выстрел был произведен не из этого пистолета, следы оставлены не этими кроссовками) свидетельствует о необходимости искать новую совокупность проверяемых объектов, т.е. повторить алгоритм установления искомого. В особо сложных случаях так придется поступить неоднократно.

Важность доказывания связей отождествленного объекта с преступлением можно проиллюстрировать. Так, если обнаружены следы пальцев на витрине обворованного магазина и дактилоскопическая экспертиза установила, что папиллярные узоры полностью совпадают с узорами ранее судимого за кражи Коркина, нужно еще доказать, что следы им оставлены в момент совершения преступления, а не при других, некриминальных обстоятельствах.

B следственной практике был случай, когда на электролампочке, висевшей над входом в магазин, обнаружили четкие следы пальцев мужа заведующей магазином. Объяснил он это тем, что по просьбе жены две недели назад заменил перегоревшую лампочку. Однако следователь сумел доказать, что следы пальцев на ней — свежие, а лампочку он немного вывернул из цоколя, чтобы свет не помешал инсценировке кражи со взломом из магазина.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)