Общая характеристика бухгалтерского учета в государственных учреждениях и его объектов
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими государственных (муниципальных) учреждений.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых учреждением обязательствах и полученных финансовых результатах;
- составление бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, исполняющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (покупателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской финансовой отчетности);
- представление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской финансовой отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением российского законодательства при учете субъектом фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
Основные функции бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений не отличаются от функций бухгалтерского учета коммерческих организаций: контрольная, информационная, аналитическая (рис.).
Функции бухгалтерского учета
Контрольная функция типична для учета. Бюджетное финансирование предполагает наличие контроля сохранности государственного (муниципального) имущества, использования его по назначению, а также целевого использования бюджетных ассигнований.
Контрольная функция необходима для выявления отклонений в процессе деятельности учреждений от нормативных значений, заданных предписаний.
Применительно к бухгалтерскому учету можно говорить о трех видах контроля: предварительном, текущем, последующем.
Предварительный контроль осуществляется перед выполнением хозяйственного факта в целях предотвращения незаконных действий, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений.
Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, планов ФХД, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов на осуществление хозяйственных фактов.
Текущий контроль проводят в ходе учетной регистрации хозяйственных фактов и инвентаризаций денежных средств, материальных и других ценностей.
Проверяется законность хозяйственных фактов, рациональность расходования денежных средств, материальных ценностей. Текущий контроль служит предотвращению случаев бесхозяйственности и злоупотреблений.
Последующий контроль осуществляют на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации для того, чтобы установить правильность, законность и экономическую целесообразность совершенных операций и выявления недостатков в работе.
Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств (казенные учреждения) и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (автономные и бюджетные учреждения), а также учредители формируют экономическую информацию, которая является инструментом внутренней и внешней связи между ними.
При помощи информационного обеспечения происходит разграничение прав и ответственности каждого, согласование отдельных видов деятельности в достижении цели, поставленной перед ним государством.
Информационная система подчинена потребностям структуры бюджетной системы РФ, структура и принципы формирования которой систематизированы соответственно в Приложениях 5 и 6.
Качество учетной информации – сфера интересов потребителей. Многочисленные хозяйственные факты документируются, накапливаются, оцениваются по определенным признакам, группируются и обобщаются на счетах бухгалтерского учета в учетных регистрах и в определенном порядке – в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отчетная информация, в свою очередь, помогает выявлять проблемы, например в социальной политике государства, отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и эффективность их использования.
Информационная функция состоит в том, что полученная информация служит основанием для принятия управленческих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование хозяйствующих субъектов, экономики в целом.
- Учет доходов и расходов бюджетных учреждений
- Земельный налог
- Суть налога на имущество организаций
- Транспортный налог
- Налог на добавленную стоимость
- Налог на прибыль
- Учет расчетов по обязательному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Удержание стоимости форменной одежды
- Порядок удержания алиментов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу