Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета

Законодательство – это система нормативных правовых актов, которые выстраиваются в зависимости от их юридической силы, а именно:

  • международные договоры и соглашения Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, имеющие большую юридическую силу, чем нормативные правовые акты РФ;
  • Конституция РФ, которая определяет организацию органов государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан;
  • законы Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Структура бюджетного законодательства представлена на рис. 1.10.

Структура бюджетного законодательства РФ

Основным законодательным актом, регламентирующим бухгалтерский учет учреждений    и организаций, является Федеральный закон “О бухгалтерском учете”.

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно следующим принципам:

  1. соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соответствия уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  2. единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  3. установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих на это право;
  4. применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  5. обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  6. недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” документы в области регулирования бухгалтерского учета систематизированы и представлены на рис. 1.11.

Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты (законодательный уровень регулирования) могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) учреждений бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Сюда относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др., регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

Отраслевые стандарты (нормативный уровень регулирования) устанавливают особенности применения федеральных стандартов в некоторых видах экономической    деятельности. Основу составляют положения по бухгалтерскому учету.

Рекомендации в области бухгалтерского учета (методический уровень регулирования) принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Такие рекомендации применяются добровольно и могут приниматься в отношении федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности этих субъектов и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Стандарты экономического субъекта (организационный уровень регулирования) предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов организация устанавливает самостоятельно.

Стандарты применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства независимо от их местонахождения.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону “О бухгалтерском учете”.

Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Минфин России) и Банк России.

Регулирование бухгалтерского учета в России могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

К функциям уполномоченного федерального органа регулирования бухгалтерского учета относятся:

  1. утверждение программы разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;
  2. утверждение федеральных стандартов и в пределах его компетенции – отраслевых стандартов, обобщение практики их применения;
  3. организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  5. участие в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  6. представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  7. выполнение иных функций, предусмотренных Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными федеральными законами.

К функциям Банка России в пределах его компетенции относятся:

  1. разработка, утверждение отраслевых стандартов и обобщение практики их применения;
  2. участие в подготовке и согласование программы разработки федеральных стандартов;
  3. участие в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  4. участие совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  5. выполнение иных функций, предусмотренных Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными федеральными законами.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)