Образование в Китае и Японии: общеазиатские традиции

Начнем наш разговор об особенностях азиатского образования с Китая. К образованию китайцы относятся чрезвычайно серьезно: например, университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства. Но по порядку…

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3–6 лет. Сейчас в стране насчитывается более 150 тысяч детских садов.
В Китае детские сады делятся на государственные и частные. По мере развития рыночной экономики, увеличивается число частных детских садиков.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельных людей на открытие детских садов согласно соответствующим правилам.

Придерживаясь принципа сочетания воспитания с физическим развитием, все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, в них созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто более 60 педагогических училищ дошкольного воспитания, в ряде профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания — в результате, в основном, сформировалась система подготовки и повышения квалификации. Управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

Китайское среднее образование уникально тем, что помимо традиционных знаний, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.
В Китае все дети в возрасте 6 лет должны идти в школу. Сначала они учатся шесть лет в начальной школе, потом еще три года в средней школе первой ступени. Это обязательное образование для всех. После окончания средней школы первой ступени можно поступать в среднюю школу высшей ступени, где учатся три года. Правда, для этого нужно сдать вступительные экзамены.

Государственные школы в Китае ориентированы на китайских детей, но учебные заведения имеют право принимать и иностранных учащихся. В таком случае обучение будет платным, около 5 тысяч долларов за семестр. Обучение ведется на китайском языке, поэтому для поступления нужно сдать экзамен по китайскому, английскому языку и математике. Кроме того, иностранным учащимся придется сначала год проучиться по подготовительной программе.

Как правило, китайские школы с международными отделениями для иностранцев расположены в крупных городах, таких как Пекин и Шанхай. Учатся там, в основном, дети работников международных компаний. Есть в Китае и частные школы, и они пользуются большей популярностью у иностранцев.

Одна из лучших — школа-пансион Beijing New Talent Academy (Пекин). Принимают сюда детей в возрасте от 18 месяцев (при школе есть детский сад) до 18 лет. Обучаться можно на китайском языке вместе с китайскими детьми или в существующем при школе Cambridge International Centre на английском по британской образовательной программе.

Для поступления в школу нужно сдать экзамены по китайскому, английскому и математике. Если ребенок поступает в Cambridge International Centre, то он должен сдать экзамен по английскому и математике в соответствии с требованиями британской программы. Дети, которые учатся на английском языке, все равно изучают китайский язык и культуру.

Если американская система образования ближе, чем британская, можно выбрать Saint Paul American School в Пекине. Обучение в ней ведется по американской образовательной программе с обязательным изучением китайского языка и культуры.
В целом, государственные и частные школы Китая, принимающие иностранцев, ориентированы на детей, чьи родители проживают в стране, хотя многие школы имеют пансион. Большинство учеников международный программ в китайских школах — это дети экспатов.

Почти все школы требуют, чтобы у иностранного ребенка, обучающегося в китайской школе, в стране был официальный опекун (им может быть родитель) — гражданин Китая или лицо, постоянно проживающее в Китае и имеющее вид на жительство. Опекун несет ответственность за школьника и является контактным лицом на случай, если возникнут проблемы.

За последние 50 лет прошлого столетия Китай сотворил буквально чудо в развитии образования: затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, решил проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара. К 2016 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывает около 300 млн. человек, и темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень.

Начальная школа и неполная средняя школа сейчас параллельно практикуют учебную систему 6.3, 5.4 и 9 лет подряд (в большинстве районов используется в основном системе 6.3). Срок обучения в начальной школе 6–5 лет, в неполной средней школе 3–4 года. Возраст учащихся начальной школы 6–7 лет, неполной средней школы 12–13 лет.

Начальное образование в Китае начинается с 6 лет и составляет 6 лет. Основными предметами обучения являются:

  • китайский язык;
  • математика;
  • естествознание;
  • иностранный язык;
  • моральное воспитание;
  • музыка;
  • физкультура.

Среднее образование в Китае имеет, как мы уже сказали, три ступени. На первой ступени образование по прежнему является бесплатным. Учащиеся вносят только плату за учебные пособия и тетради.

На первой ступени учащиеся учатся три года и изучают:

  • математику;
  • китайский язык;
  • иностранный язык;
  • физику;
  • химию;
  • моральное воспитание;
  • информатику и др.

На второй ступени среднего образования ребенок учится еще три года. Следующие два года являются заключительным этапом. На этом этапе ребята обучаются в профессиональных и специализированных школах. Продолжительность обучения для получения полного среднего образования 12 лет.

С 1986 года — года принятия «Закона КНР об обязательном обучении» — правительством страны приложены огромные усилия для реализации 9-летнего обязательного обучения. Успехи очевидны: примерно в 1500 уездах (уездных городах и районах) страны осуществлено 9-летнее обязательное обучение, которым охвачено 50% населения страны.

В крупных и средних городах, а также в экономически более развитых приморских районах осуществлено всеобщее полное среднее образование. Начальные и средние школы принимают меры для повышения нравственного уровня учащихся, развития их трудовых навыков, организуя для этого многочисленные внешкольные мероприятия, с тем, чтобы стимулировать всестороннее нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие питомцев.

А теперь о высшем образовании в Китайской народной республике. По закону в Китае есть три разновидности высшего образования:

  • курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2–3 года);
  • бакалавриат (4–5 лет);
  • магистратура (дополнительно 2–3 года).

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени:

  • бакалавр;
  • магистр;
  • доктор.

Для поступления в вуз необходимо наличие аттестата о среднем образовании и возраст старше 18 лет. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и языковой тест. Преподавание в учебных заведениях ведется на китайском языке. Если иностранный абитуриент не владеет китайским, то имеется возможность записаться на 1–2-х годичные языковые курсы, по окончании которых можно поступать в университет. Также проводятся краткосрочные курсы китайского языка сроком от одного месяца.

Обучение в магистратуре и докторантуре возможно на английском языке.
Академический год начинается в сентябре и состоит из 2-х семестров, по окончании которых студенты сдают экзамены. В процессе учебы семинары и зачеты как таковые отсутствуют.

Обучение в университетах платное, но есть шансы получить стипендию — для этого необходимо подать заявку с января по март в посольство Китая или в специальный совет, который непосредственно занимается распределением стипендий. Стипендия покрывает стоимость обучения, медицинской страховки, расходы на проживание и питание.

Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно невысоким из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10% китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени.

Ежегодно более 12,5 миллионов выпускников начальной школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование. Однако расходы на образование входят сегодня в число основных, наряду с расходами на оборону, национальную безопасность и экономику.

Правительство КНР поставило амбициозную цель — к 2020 году привлечь в страну 500 тысяч иностранных студентов — интерес к Китаю повышается благодаря феноменальному росту экономики страны и увеличению значимости владения китайским языком для построения международной карьеры. К 2019 году расходы Китая на науку превысят расходы США.

Расскажем подробнее о некоторых вузах Китая. Dongbei University of Finance and Economics (DUFE). Входит в тройку лучших китайских вузов в сфере финансов, экономики и банковского дела. 90% преподавателей — выпускники лидирующих университетов мира.

Университет расположен на западном берегу Тихого океана, в китайском городе Далянь. Как многодисциплинарный учебно-исследовательский университет, DUFE был создан около 50 лет назад. Здесь существует образование по дневной и вечерней форме.

Подготовка студентов осуществляется по менеджменту, экономике, юриспруденции, литературе и естественным наукам. В настоящее время в университете обучается более 20 тысяч студентов, магистрантов и докторантов. В университете замечательная международная атмосфера, обучение проходят несколько тысяч студентов-иностранцев из более чем 20 стран мира.

Самое главное в разговоре о DUFU — это Международный институт (SII), который является учебным заведением, имеющим партнерство между Университетом финансов и экономики в Даляне, Китай, и Университетом Суррей в Гилфорде, графство Суррей, Великобритания.

Этот университет добился высочайшего международного признания за научные исследования как в фундаментальных, так и в прикладных науках, что подтверждается его прочными деловыми связями более чем с 500 производственными и научными компаниями. Он стал пионером во внедрении в академическое образование смежных интегрированных профессий. По трудоустройству выпускников университет зачастую возглавляет рейтинговые списки.

Синтез двух весьма уважаемых университетов из Китая и Великобритании предлагает обучение по академической квалификации на уровне бакалавра и выше. Студенты имеют возможность получить две степени, со стороны DUFE и со стороны Суррей для бакалавров и магистров в профессиональной сфере управления (менеджмента) и компьютерных технологий.

В ходе программы студенты имеют возможность завершить всю программу в Китае или продолжить в Великобритании, в рамках выбранной академической программы. Учреждение гордится своим высоким профилем обучения, первоклассной командой сотрудников.

SII предлагает уникальное сочетание высоких академических стандартов, занятости и успеха. Деятельность института направлена на предложение международных учебных программ на базе двух университетов, причем, программ высочайшего класса качества. Основные курсы даются на обоих языках — китайском и английском, все специализированные курсы преподаются на английском языке в целях формирования прочного фундамента для будущего трудоустройства студентов.

Университет Цинхуа — один из ведущих университетов КНР, был основан в 1911 г. Сегодня он входит в состав девяти элитных вузов Китая — союз «Лига С9» — аналогичный американской Лиге плюща.

Университет Цинхуа постоянно занимает первое место в Национальном рейтинге университетов КНР. Среди выпускников Университета много заметных ученых, деятелей искусства и политиков, в их числе — два последних председателя КНР — Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин. Университет знаменит своим живописным кампусом, который построен на месте бывшего Императорского парка «Шуйму Цинхуа» в северо-западной части Пекина.

После подавления восстания ихэтуаней, согласно «Заключительному протоколу» китайское правительство должно было выплатить иностранным державам большую сумму. В связи с тем, что в результате США получили даже больше, чем они требовали изначально, китайский посол в США развернул кампанию по возвращению излишне изъятых средств.

В итоге в 1907 году администрация Теодора Рузвельта решила за счет полученного излишка создать программу поддержки китайских студентов для их обучения в США. Программа начала действовать с 1909 года. Было решено организовать в Китае специальное учебное заведение для подготовки студентов, посылаемых в США по этой программе, и 22 апреля 1911 года был открыт Колледж Цинхуа (он разместился в саду, принадлежавшем до революции одному из князей цинской династии).

1 мая 1912 года Колледж Цинхуа был переименован в Училище Цинхуа. К тому времени там обучалось около 500 студентов, имелось более 30 преподавателей. В октябре 1914 года было решено начать преобразование училища в полноценный университет, и с 1916 по 1920 годы были построены библиотека, спортзал и другие здания. 4 мая 1919 года студенты Училища Цинхуа вместе с другими пекинскими студентами участвовали в демонстрации протеста против решений Парижской мирной конференции.

В 1928 году вуз был официально переименован в Государственный университет Цинхуа.
Когда в 1937 году началась японо-китайская война, то Университет Цинхуа (вместе с еще несколькими вузами Китая) был эвакуирован в Чанша, где из трех вузов был образован Государственный Чаншаский временный университет. В 1938 году вузу пришлось эвакуироваться из Чанша в Куньмин, и он был переименован в Государственный Юго-западный объединенный уни- верситет (студенты университета служили переводчиками при эскадрилье «Летающие тигры»). После войны вузы были восстановлены в местах своего довоенного расположения.

Когда в конце 1948 года во время гражданской войны комму- нистические войска подошли к Бэйпину, ректор Мэй Ици с частью профессорско-преподавательского состава эвакуировались на юг. Впоследствии они создали «Государственный университет Цинхуа на Тайване». В 1952 году университет был преобразован: юридический, сельскохозяйственный, социологический и гуманитарный факультеты были выведены из его состава, и Цинхуа остался чисто техническим университетом.

Университет очень пострадал в 1964–1968 годах во время Культурной революции, когда он стал полем боя между различными группировками хунвэйбинов. К концу 1970-х университет восстановил свой многопрофильный характер. В настоящее время в большинстве рейтингов Цинхуа называется университетом номер 1 в Китае.

Пекинский университет (Бэйда), основанный в 1898 году — крупнейший университет Китая, один из старейших вузов страны. Пекинский университет был основан в столице Китая в декабре 1898 года, во Бэйда время так называемых
«Ста дней реформ» умеренного социально-культурного реформистского движения предпоследнего императора Поднебесной Гуансюя.

Первоначально вуз носил название «Столичные учительские палаты» и состоял из двух отделений: «Учреждение служащих и изучающих» и «Учреждение обучающих». Из второго отделения впоследствии развился Пекинский педагогический университет, а первое отделение в 1912 году, после Синьхайской революции и провозглашения Китайской Республики, стало Пекинским университетом.

Период решительных и наиболее значимых изменений в важнейшем вузе Китая связывают с известным ученым Цай Юань- пэем, который был назначен на должность главы университета в 1917 году. При нем здесь открылось 14 специальностей, стали обучаться женщины, а на должности преподавателей принимались лучшие специалисты и ученые страны, в том числе будущие основатели Коммунистической партии Китая.

Во время Второй китайско-японской войны Пекинский университет переезжал в Куньмин, административный центр провинции Юньнань на юге страны. Там стараниями студентов и преподавателей было открыто самостоятельное учебное заведение — Национальный юго-западный университет.

После того как Пекинский университет переехал обратно в столицу, несколько сторонних институтов были объединены с ним, и он потерял свою узкую принадлежность, приобретая общенациональное значение. Здесь стали вести обучение по художественному, научно-техническому, юридическому, медицинскому, инженерному и сельскохозяйственному направлениям. Существовал исследовательский институт гуманитарных наук.

Общее количество студентов в 1946 году достигло трех тысяч. В период с 50-х годов двадцатого столетия и до конца 1990-х Пекинский университет стабильно развивался и расширялся. В 2000 году к нему был присоединен крупный Медицинский институт, который стал Колледжем здоровья при Пекинском университете. Сегодня Бэйда — важнейшее высшее учебное заведение КНР. Его структура включает в себя 30 колледжей и 12 факультетов. Ведется обучение по 93 бакалаврским, 199 магистерским и 173 докторантским специальностям.

При университете действует 216 исследовательских институтов, а два инженерных научных центра имеют статус общенациональных. В местной библиотеке насчитывается более восьми миллионов книг и 10 тысяч наименований китайских и иностранных журналов. Общая площадь книгохранилищ и читальных залов превышает 50 тысяч квадратных метров — это крупнейшая библиотека в Азии.

По количеству профессоров, научных руководителей докторантов, академиков Академии наук Китая, Академии инженерно-технических наук и, собственно, самих студентов (их здесь более 35 тысяч) Пекинский университет занимает первое место в стране. Здесь обучается большое число иностранных студентов. В кампусе постоянно размещено около двух тысяч иностранцев. 40 процентов из них — корейцы, остальные 60 состоят из граждан стран Европы, Северной Америки, Австралии, Азии.

Одной из характерных черт здешней университетской жизни является деятельность различных студенческих обществ — научных, технических, культурных и спортивных. Всего таких сообществ в университете более ста. В 1994 году был образован Китайский центр экономических исследований — подразделение Пекинского университета. Вуз участвует в международной сети Universitas 21, объединяющей самые современные институты мира с лучшим качеством обучения. В планах университета — занять одно из ведущих мест среди лучших университетов планеты.

Об образовании в Японии можно говорить долго. Вообще, на развитие образования и науки Япония тратит более 5% бюджета — это одна из основных статей расходов. Правительство поставило цель к 2020 году привлечь в страну 300 тысяч иностранных студентов — в два раза больше, чем сейчас. В связи с этим был запущен правительственный проект «Global 30»: 30 лучших университетов Японии предлагают англоязычные программы. Все они обеспечены современной техникой и библиотеками.
И подробнее.

Учебный год в Японии начинается в апреле. Занятия продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу, в зависимости от учебного заведения. Учебный год состоит из трех триместров, каждый из которых отделен небольшими каникулами весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

Школьная система состоит из:

  • начальной школы — 6 лет;
  • средней школы — 3 года;
  • старшей школы — 3 года

Начальная и средняя школа является обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94% японских школьников. До XIII века японская система образования находилась под влиянием китайских и корейских аналогов. Во времена правления императора Одзина в стране работали ученые Атики из корейского государства Пэкче.

Около 552 года при посредничестве Пэкче в Японию попал буддизм. Его адепты распространяли в стране континентальные научные знания, технические и художественные навыки. В 607 году японский принц Сетоку отправил к китайской династии Суй посольство вместе с учениками в надежде перенять передовые азиатские знания. Во времена правления Императора Тэндзи в Японии была создана первая правительственная школа Сёдзё.

В VIII веке, в период Нара, японцы поддерживали контакты с китайской династией Тан. Под ее влиянием, после вступления в силу кодекса Тайхо, в Японии была заложена китайская система образования. Согласно этой системе в японской столице Нара была основана Академия, а в провинциях провинциальные школы. Эта система сохранилась и после переноса столицы в Кио- то в 794 году.

В течение IX–XII вв. в Японии происходил процесс адаптации китайской культуры. Получили развитие иероглифические литература и поэзия, были изобретены азбуки хирагана и катакана, появились собственно литература и поэзия, написанные азбукой.

Основными образовательными центрами для знати и чиновников были провинциальные школы и буддистские монастыри различных эзотерических сект. Для простонародья существовали специальные школы, построенные монахами, в которых учили читать, считать, а также давали определенные технические навыки. Самой известной из таких школ была Сюгэй-сюти, основанная монахом Кукаем.

После основания Камакурского сёгуната китайская централизованная система образования пришла в полный упадок. Получило распространение домашнее и частное образование — в домах ученых или монастырях. Обители всех сект предоставляли начальное образование. Специальное образование получали в храмах и общежитиях монастырей секты Дзэн. Образованием простолюдинов занимались монахи новоявленных сект амидаи и нитирэн. Среди знати и состоятельного монашества появился обычай учреждать частные библиотеки и архивы.

Расскажем подробнее о различных ступенях образования.

Дошкольное образование представлено яслями и специальными школами для инвалидов. Ясли принимают детей до 6 лет, но не дают никакой образовательной подготовки. Из-за этого ясли находятся вне официальной системы образования и подчиняются Министерству благосостояния и труда, а не Министерству культуры и образования, как все образовательные учреждения.

Детсады осуществляют подготовку к начальной школе детей в возрасте от 3 до 6 лет. В них дети находятся до середины второй половины дня, в яслях же целый день, в зависимости от особенностей рабочего дня родителей. Ношение формы учениками детского сада является обязательным.

По состоянию на 2016 год в стране насчитывалось более 23 000 детских садов. Среди них публичные и частные примерно поровну. Кроме того, детские сады классифицируются как государственные, публичные, префектурные или муниципальные. Часть детсадов являются дочерними учреждениями начальных школ или университетов.

Начальное образование представлено начальной школой и специальными школами для инвалидов. В заведения начального образования поступают дети в возрасте от 6 лет. Начальное образование в Японии является обязательным. Обучение в начальной школе длится 6 лет. В ней преподают общеобразовательные предметы: государственный язык (и каллиграфия), арифметика, музыка, искусство, физкультура (1–6 лет обучения), жизнедеятельности (1–2 годы обучения), гуманитарные науки, естественные науки (3–6 лет обучения), труд (5–6 лет обучения).

В некоторых частных школах дополнительно преподают религиоведение, светскую этику, валеологию и т. д. Общегосударственных учебников не существует. Соответствующие учебники, доступные в широком ассортименте, выбирают образовательные комитеты муниципальных районов или руководство школы. Ношение формы и уборка учениками школы является обязательным.

По состоянию на 2016 год в стране насчитывалось около 23 тысяч начальных школ. В государственных и публичных школах обучение мальчиков и девочек проходит вместе. В некоторых частных школах — раздельно. В большинстве школ ученики принимают обед, оплачиваемый родителями.

В отличие от российских, начальные школы в Японии называются по названиям местностей, в которых расположены, а не номерами. Школы строятся на возвышенной местности из-за опасности землетрясений и цунами. Помимо младших средних школ есть специальные школы для инвалидов.

В заведения младшей ступени среднего образования поступают дети в возрасте от 12 лет. Ученики могут посещать школу заочно с 15 лет. Младшее среднее образование является обязательным.

Обучение в средней школе продолжается 3 года. В обязательные предметы входят: государственный язык, гуманитарные науки (география, история, обще- ствознание), математика (алгебра, геометрия, естествен- ные науки (физика, химия, биология, геология), музыка (освоение музыкальных инструментов и совместное выступление), изобразительное искусство, физкультура, труд, английский язык.

В некоторых частных школах дополнительно преподают религиоведение, светскую этику, валеологию и т. д. Есть классный час, посвященный изучению истории края, пацифизму, школьным мероприятиям. Общегосударственных учебников не существует. Учебники выбирают образовательные комитеты муниципальных районов или руководство школы. Ношение формы и уборка учениками школы является обязательным.

По состоянию на 2016 год в стране насчитывалось более 11 000 средних школ. В государственных и публичных школах обучение мальчиков и девочек проходит вместе. В некоторых частных школах раздельно. Средние школы в Японии называются так же, как и начальные, а именно по названиям местностей, в которых расположены, а не номерами.

Старшая средняя школа представлена старшей средней школой, техникумами и специальными школами для инвалидов. В заведения старшего среднего образования поступают дети в возрасте от 15 лет. Форма обучения очная. Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, ее посещают более 90% школьников. Число частных старших школ составляет около 55%, и государственные, и частные старшие школы являются платными.

Обучение в старшей средней школе длится 3 года. Существует специализация по гуманитарным и есте- ственным предметам. Главной целью обучения является поступление в университет. В предметы, преподаваемые в старшей средней школе, входят: государственный язык (современный, древний), гуманитарные науки (география, история Японии, всемирная история), общество (социология, этика, политология, экономика), математика (алгебра, геометрия), естественные науки (физика, химия, биология, геология), искусство (музыка, изобразительное искусство, проект, ремесла), физкультура, труд, английский язык, информатика.

Специализированными предметами на выбор являются агрономия, промышленность, торговля, рыбалка, медицинская подготовка, благосостояние, иностранные языки и т. д. В частных школах дополнительно преподают другие предметы. Проводится классный час, посвященный изучению истории края, пацифизму, школьным мероприятиям. Общегосударственных учебников не существует.

Подходящие учебники выбирают образовательные комитеты муниципальных районов или руководство школы. Ношение формы и уборка учениками школы является обязательным. После уроков учащиеся участвуют во внеклассной деятельности, изучая кэндо, дзюдо, каллиграфию, атлетику и т. д. По состоянию на 2016 год в стране насчитывалось более 5000 высших средних школ. В государственных и публичных школах обучение мальчиков и девочек проходит вместе. В некоторых частных школах раздельно. Старшие средние школы в Японии именуются так же, как и начальные.

Теперь перейдем к разговору о высшем образовании в Японии. На 2016 год более 3 млн студентов Японии обучались почти в 730 университетах. Высшее образование в стране предполагает четырехлетнее обучение для получения степени бакалавра. Иногда предлагается шестилетняя программа для достижения определенной профессиональной степени. Имеется 2 типа университетов: национальные и государственные. Кроме того, в Японии существуют и частные университеты.

Бесплатное высшее образование в стране практически отсутствует. По данным на 2015 год, из почти 3 миллионов студентов японских вузов только чуть более 100 получали стипендию японского правительства. Стипендии дают только самым талантливым и самым необеспеченным учащимся, причем, выдаются они с условием возврата, и расходы на обучение покрывают не полностью.

По данным рейтинга QS World University Rankings, в тридцать лучших университетов Азии в 2015 году входили: Токийский университет (12 место), Осакский университет (13 место), Киотский университет (14 место), Токийский технологический институт (15 место), Университет Тохоку (20 место), Университет Нагои (21 место), Университет Хоккайдо (25 место), Универ- ситет Кюсю (28 место). Расскажем о некоторых из них.

Токийский университет как высшее учебное заведение является одним из самых крупных во всем мире. Это крупнейший и старейший университет Японии — основан он был в 1877 году. Примерно 60 лет назад он еще носил статус Императорского вуза.

Токийский университет был образован путем слияния трех учебных заведений:

  • Сохэйко, который был основан в 1790 году и представлял собой особый центр конфуцианства;
  • Кайсэйго, основанный в 1855 году и специализирующийся на изучении западной культуры;
  • Игакусо, основанный в 1863 году для изучения западной медицины.
Токийский университет владеет пятью кампусами: в Хонго, Комаба, Касива, Сироканэ и Накано, а также 10 факультетами с 30 000 студентов совокупно, в числе которых около 2500 иностранцев (что по японским стандартам считается необычно большим количеством).

Наиболее известны филологический и юридический факультеты Токийского университета, выпустившего значительное число японских политиков.
Престиж Токийского университета достаточно высок.

По большей части это основано на том, что после окончания обучения студентам предоставляется возможность получить работу в престижной организации:

  • Международном центре физических свойств элементарных частиц;
  • Центре исследования слоев атмосферы;
  • Центре компьютерной разработки дизайна.

В университете чрезвычайно богатая библиотека. Основана она была в 1877 году и на сегодня содержит более 4 миллиона томов. Можно отметить еще наличие замечательного ботанического сада и экспериментальной станции по обустройству ландшафтного дизайна.

В свое время Токийский Университет выпустил немало студентов, многие из которых через определенное время стали известными экономистами и политиками. Двое из выпускников факультета литературы стали лауреатами Нобелевской премии.
Около десяти лет назад руководство Токийского университета подписало соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве с МГУ.

Токийский университет в настоящее время предоставляет возможность пройти обучение российским и японским студентам на специальном отделении русской литературы.
Для поступления в Токийский университет требуется в обязательном порядке сдать единый общенациональный экзамен.

Кроме того, у каждого абитуриента должен быть в наличии специальный документ, который является подтверждением того, что молодой человек имеет должный уровень знания японского языка. В зависимости от требований факультетов это может быть первый или второй уровень. Кстати, если есть определенные проблемы с языком, можно пройти специальные курсы, организованные при университете.

Для иностранных студентов руководство университета разработало и предлагает три основных программы обучения:

  • студент — программа рассчитана строго на молодых людей, возраст которых составляет 17–22 года. После окончания курса студент получает степень бакалавра по техническим, гуманитарным и медицинским наукам;
  • стажер-исследователь — по данной программе могут обучаться люди, возрастная категория которых достигает 35 лет;
  • специалист в области японского языка и культуры страны — это возможность за 9 или 10 месяцев довести знания японского языка до высокого уровня.

Учебный год в Токийском университете обычно начинается в апреле. Конец очередного года обучения приходится на 31 марта. Плата за обучение может варьироваться в прямой зависимости от выбранного факультета — 600–800 тысяч иен. Самыми дорогостоящими являются медицинский, экономический и филологический.

Стоит отметить, что студент самостоятельно оплачивает вступительные экзамены и покупает требуемые для обучения учебники и материалы. Многие студенты, чтобы получить возможность оплачивать данные расходы, идут на подработку. Допускается тратить на это не более 4 часов в учебные дни, а также примерно 8 часов в период каникул.

Осакский университет (иногда Университет Осаки, реже Осакский государственный университет, Хандай) — один из крупнейших университетов Японии. Он был основан в 1869 году, официальный статус университета получил в 1931 году, как Осакский Императорский университет. Имеет 3 кампуса в городах Суйта, Тоёнака и Мино префектуры Осака, а также один кампус в районе Наканосима (город Осака). По числу студентов является самым крупным государственным университетом Японии.
Хотя Осакский университет был основан в 1931 году, корни его можно проследить вплоть до прогрессивной традиции торговой культуры Осаки в период Эдо.

Университет берет свое начало от двух школ позднего периода Эдо: Кайтокудо и Тэкидзюку. Утверждается, что гуманитарные начала современного университета унаследованы от первой школы, в то время, как дух естественно-научных познаний проистекает из второй.

Школа Кайтокудо была основана в 1724 году жителями городка Амагасаки в Осаке (современный Имабаси, Тюо-ку, город Оса- ка). Ее либеральная атмосфера, свободная от любых научных догм, была с радостью встречена и поддержана торговцами Осаки. Школа внесла свой вклад в обновление культурного и интеллектуального уровней Осаки.

В новый научный центр западной Японии съезжались студенты со всей страны. Хотя строительство школы было приостановлено во время Второй мировой войны, книги и другая литература (всего около 48000 томов) пережили пожар и были позже подарены Университету. Все книги собраны в университетской библиотеке.

Школа Тэкидзюку была открыта Огатой Коаном, доктором и профессором, в Каварамати (Осака) еще до окончания периода Эдо (позднее школа была перемещена в современный город Китахама, Тюо-ку, Осака). Выпускниками школы были талантливые люди, которые привели Японию к ее современному уровню, в основном, в сфере медицины, естественных наук и военного дела.

Сам основатель, Коан, был врачом и превосходным преподавателем. Его идеи в отношении человечества были унаследованы Университетом в качестве интеллектуальной основы. План, осуществляемый университетом на данный момент — воссоздать идеи Кайтокудо и Тэкидзюку как символ университетского духа и идеалов.

Осакский Императорский университет был открыт как шестой императорский университет Японии. Он состоял из двух факультетов: медицинского и научного. Двумя годами позже в качестве третьего факультета была создана школа инженерии. Осакский Императорский университет сменил название на Осакский университет в 1947 году.

В 1949 году в результате правительственной реформы системы образования, Университет начал свою послевоенную историю с пятью факультетами: науки, медицины, инженерии, письма и права. Несмотря на то, что это национальный университет, он был основан в соответствии с запросами местных промышленных кругов и горожан. Это отражено в деятельности факультетов, которые были созданы благодаря добровольному финансированию вкладчиков.

В 1953 году в японских университетах были учреждены аспирантуры, как часть правительственной реформы системы образования. Все факультеты Университета (на тот момент их было уже десять) тоже открыли аспирантуры. Уникальные и инновационные факультеты, аспирантуры и исследовательские институты возникали один за другим. Среди них: Школа инженерного искусства и Школа гуманитарных наук, которые обучали психологии, социологии, и педагогике.

В 1993 году госпиталь Университета был перемещен из района Наканосима (город Осака) в кампус Суйта. Это завершило план по перемещению всех основных факультетов в кампусы Суйта и Тоёнака. В 2016 году количество аспирантур достигло 20.

Так же быстро и последовательно были основаны исследовательские институты. Кроме исследовательских Института микробных заболеваний и Института научных и промышленных исследований, которые существовали до Второй мировой войны, были основаны Институт исследований белка, Институт социальных и экономических исследований.

Они возникли из соответствующих факультетов. Дополнительно к этим институтам были созданы Национальные учреждения совместного пользования, кампусы совместного пользования, Музей Осакского университета. В общей сложности, в университете на сегодняшний день существует 23 центра, исследовательские учреждения и лаборатории. Среди них чрезвычайно известен Исследовательский институт микробных заболеваний.

Исследовательский институт микробных заболеваний был основан в 1934 году в западной Японии, как Исследовательский центр инфекционных заболеваний. Институт располагался в кампусе Наканосима, который был частью Осакского университета. В 1967 году, согласно общеуниверситетской программе транслокации, институт переехал в кампус Суйта, где и располагается по сей день.

Сегодня институт разросся до 19-ти различных отделений и объединил под своей эгидой ряд различных дисциплин: инфекционные заболевания, иммунологию, рак и молекулярную биологию. В институте созданы условия для специальных исследований — три центральных лаборатории и библиотека. Основной сферой интересов института является изучение микробных заболеваний и рака. Результаты исследований, проводящихся в институте, вносят значительный вклад в диагностику, профилактику и лечение инфекционных заболеваний и рака.

Киотский университет — один из важнейших национальных университетов Японии, расположен в городе Киото. Ранее он тоже входил в число императорских университетов. Второй старейший университет страны, после токийского. В Киотском университете обучается более 20 тысяч студентов.


Здесь имеется 3 кампуса, главный из которых — Ёсида. Киотский университет признан одним из двух лучших университетов Японии, конкурируя лишь с токийским университетом. Предшественником университета была Школа химии, основанная в Осаке в 1869 году. Позднее, в 1886 году, на ее месте была основана Третья высшая школа, которая в том же году была перенесена в главный кампус сегодняшнего университета.

В 1897 году в здании Третьей высшей школы был основан Императорский Киотский университет как часть системы императорских университетов. Был основан колледж науки и техники. В 1899 году появился юридический и медицинский колледжи, в году колледж литературы.

С 2004 года, согласно новому закону, киотский университет включен в систему национальных университетов страны. Несмотря на этот статус, увеличивающий финансовую независимость и автономию заведения, киотский университет по-прежнему частично контролируется министерством образования страны.

Департамент геофизики университета, а также его исследовательский институт по предупреждению стихийных бедствий представлены в национальном комитете по прогнозированию землетрясений. Университет Киото — это комплексный университет, состоящий из 10 различных факультетов, представляющих науки и прогрессивные искусства. Каждый факультет имеет свой особенный подход к изучаемому предмету.
В университете находятся 17 школ для аспирантов, в которых проводятся научные исследования в гуманитарных, социальных и естественных науках.

Во университете огромная коллекция из 6 230 000 книг, из которых 880 000 хранятся в университетской библиотеке. Ознакомиться с медиа и музыкальными материалами можно в медиазалах. Кроме того, здесь есть выставочная комната, где история университета представлена в документах, моделях, фотографиях и фильмах. Это музей университета Киото, который открыт и для обычной публики.

Университет Киото располагает множеством исследовательских институтов, которые заняты различными полевыми работами. Результаты, полученные в университетских исследованиях, например, в области науки о поведении животных и экологии, получили международное признание и известность.

Многие из исследовательских проектов университета входят в японскую правительственную программу «Глобального Центра Совершенства». Обучаясь по принципам академической свободы, студенты университета Киото изучают именно то, что им интересно, и университет делает все возможное, чтобы помочь этим студентам стать учеными и лидерами.

Существует мнение, что русские и японцы психологически и духовно во многом схожи, но хочется сказать конкретно о разнице в японской и русской культурах образования. Если говорить о ситуации в высшем образовании в России и в Японии, то, в первую очередь, бросается в глаза разница в финансовом и материальном обеспечении и организационных процессах.

Япония — единственная из развитых стран мира, где зарплата преподавателя, педагога выше зарплаты чиновников местных органов власти. Японские университеты оснащены лучшим техническим оборудованием. Конечно, российские университеты тоже стремятся сегодня выйти на более высокий уровень, но разница слишком очевидна.

Однако даже больше чем в материальном обеспечении, отличается поведение и отношение к законам, административным актам и социальным правилам, нормам. У культур существуют разные особенности в зависимости от национальных традиций отдельного народа и исторического опыта, и в культуре образования проявляется свое отношению к традициям национальной культуры, этике и морали.

Японская культура образования развивалась на основе конфуцианства. В русской культуре образования можно увидеть многое, вплоть до анархизма русского народа и внутреннего нигилизма. В Японии можно изменить общество путем введения новых законов и принципов, в России же с применением новых законов всегда есть определенные проблемы… Японские студенты, как и все японские граждане, зависят от законов, строго следуют различным предписаниям.

Незаконные действия студентов бывают и в Японии, но и здесь заметна разница. Японские студенты, например, почти не используют шпаргалки. В Японии, по сравнению с Россией, такие действия строго осуждаются и подлежат наказанию, потому что это считается нарушением правил. В России формально такие поступки студентов тоже осуждаются, но не подлежат строгому наказанию. Нарушение правил становится обычным.

В Японии нет такого понятия, как протекционизм. Скажем, родители ни в коей мере не вмешиваются и не устраивают ребенка в институт, потому что это считается позором. Особенно ярким примером являются вступительные экзамены… В Японии осознание законов, подчинение предписаниям воспитывается с детства, и университет — одна из структур, где все это строго соблюдается.

В Японии социальный статус преподавателя высшей школы реально намного выше, чем в России. Такой высокий уровень в значительной степени зависит от участия государства в политике образования. Учитель для японского ученика является Учителем Жизни (sensei) — не просто специалистом, обладающим научными знаниями, а преподавателем взглядов, мировоззрения. В России такая связь не имеет столь яркого выражения, особенно в настоящее время. Если случается, что преподаватель опаздывает на занятия, японские студенты спокойно ждут, а русские студенты через 15 минут покидают аудиторию…

В России хороший педагог — это преподаватель, который находится в научном и духовном поиске; занятие — это сотрудничество, основанное на взаимодействии преподавателя и студента в сознательной деятельности. На японских же занятиях преподаватель активен, студенты пассивны; взаимодействие преподавателя и студентов очень сложно, формально.

Для японского студента хороший преподаватель — это тот, по которому видно, что он абсолютно прав, который уверенно управляет студентами. Для русских студентов хорошее занятие — это такое занятие, где присутствует момент неожиданности, новаторства и новизны, открываются новые горизонты; занятия, которые заставляют обучающихся поучаствовать в эксперименте. В Японии это занятия, на которых очень четко и на высоком уровне систематизации представляются знания с использованием наглядных материалов и новейшей техники. И минусом этой системы сразу можно назвать отсутствие самостоятельного мышления студентов.

В российской системе высшего образования, при всех ее минусах и недостатках, у каждого есть собственное мнение, которое можно отстаивать, оспаривать. У японцев это не принято. В Японии, если студент проявляет качества лучшие, чем у других, о нем плохо думают.

Студенты стараются не проявлять свои способности, во время лекций никогда не задают вопросов, избегают разговоров на личные темы. У них важно подчиняться общему мнению. И как результат — японские студенты не всегда умеют задавать вопросы, вести дискуссию, проводить презентацию, не умеют высказывать собственное мнение. В России уважается тип студента, который имеет собственное мнение, может аргументировано доказать свою точку зрения.

По отношению к образованию в Японии студенты пассивны, обычный образовательный процесс включает в себя проверку посещаемости, дисциплины, нотации. По сравнению с японскими, у русских студентов более высок уровень мотивации и желания учиться.
В японской группе проще провести элементарный механический тренинг, чем общие упражнения, требующие инициативы. И именно поэтому во многих предложениях по реформе образования высказываются мысли о том, что японской школе необходимы кардинальные изменения, чтобы развивать творческие и мыслительные начала, способность к самовыражению.

В японском образовании часто применяется тестирование, возможно, даже слишком часто. Экзаменов намного больше, чем в России. Больше письменных заданий, чем устных. Культура образования Японии и России, действительно, во многом отличается. В Японии, несмотря на продолжение поисков новых ценностей, традиционные все еще очень сильны, хотя стали ощутимее проявляться рационализм, прагматизм и индивидуализм.

В России, несмотря на то, что неоднократно прерывались культурные традиции, особенно в системе образования, заметна ярко выраженная тенденция к стремлению усовершенствовать и улучшить качество образования, которое напрямую зависит от уровня образовательной культуры и влияет на него. Но для обеих стран достижения в этой области имеют определенный интерес и служат образцом для выработки новых образовательных концепций и парадигм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)