Образование и воспитание как центральные категории педагогики

Это может показаться странным, но до настоящего времени нет четкого ответа на вопросы о том, каково соотношение между категориями «образование» и «воспитание», какое из них является более широким, корневым понятием.

До конца 1980-х гг. в отечественной научной литературе наиболее признанной и аргументированной была точка зрения, все еще широко распространенная и сегодня, согласно которой объектом педагогики – изучаемой ею целостной областью реального мира – является воспитание. При этом в силу многозначности понятия «воспитание» требовалось обязательное уточнение, в каком значении оно может рассматриваться в качестве объекта педагогической науки.

Например, Т.А. Ильина в своем широко распространенном учебнике педагогики выделила четыре основных смысловых уровня в интерпретации воспитания: 

  • воспитание в широком социальном смысле – широкое социальное явление, включающее действие на человека всех воспитательных сил общества и окружающей человека действительности;
  • воспитание в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленно
    организованное воспитание, охватывающее и обучение, и воспитание, т. е. весь учебно-воспитательный процесс;
  • воспитание в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;
  • воспитание в еще более узком педагогическом смысле, когда речь идет о решении воспитательных задач в конкретных областях воспитания: нравственное, умственное, трудовое, художественное и тому подобное воспитание.

В качестве объекта педагогики выступало воспитание в широком педагогическом смысле, которое чаще всего в этом значении определялось как целенаправленно организованный процесс передачи подрастающим поколениям накопленного социального опыта, как педагогическое, целенаправленно организованное руководство процессом становления и развития человека.

П.И. Подласый в своем учебнике, вышедшем в свет в 2003 г. и названном «Новым (!) курсом», определяет педагогику как науку о воспитании человека и предлагает следующие смысловые уровни категории «воспитание»: широкий и узкий социальный смысл, широкий и узкий педагогический смысл.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом здесь понимаются известные людям знания; умения; способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на
человека со стороны общественных институтов с целью подготовки к жизни, формирования
у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого
с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Долгое время среди отечественных педагогов бытовал получивший отражение практически во всех учебниках по педагогике, а также в энциклопедиях и словарях подход к интерпретации образования, трактовавший его как процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования связывался с обучением в системе различных учебных заведений.

Такое понимание образования во многом явилось следствием рационалистической интерпретации
природы человека. Обретаемый в ходе образовательного процесса образ человека в духе
классической западной интеллектуальной традиции прежде всего соотносился со становлением
человека как разумного и знающего существа.

Осуществляющееся в ходе образования усвоение человеком знаний и развитие его умственных способностей в духе той же традиции рассматривались как необходимейшая и важнейшая основа формирования характера и воли, выработки эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Воспитание в широком педагогическом смысле как объект
педагогики включало в себя и трактуемое таким образом образование, и обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле.

С конца 1980-х гг. все большее число сторонников получает точка зрения, согласно которой в качестве объекта педагогики рассматривается образование как феномен, объемлющийи обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле.

В.В. Краевский подчеркивает, что образование является наиболее общим, интегративным термином, который, с одной стороны, вводит объект педагогики в широкий социальный контекст, а с другой – открывает возможность интерпретации этой категории в конкретных педагогических понятиях любого уровня.

Закон об образовании (1992) в преамбуле утверждает, что именно образование должно рассматриваться в качестве наиболее общей педагогической категории: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…»

Указанный подход, во-первых, позволяет преодолеть односторонне рационалистическую
трактовку образования как процесса и результата усвоения систематизированных научных знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Во-вторых, он акцентирует внимание на том, что в данном контексте воспитание не рассматривается как процесс, изначально подчиненный обучению и вообще развитию интеллектуально-познавательной сферы человека. В-третьих, в его рамках в значительной степени преодолевается путаница, связанная
с многозначностью термина «воспитание». И, наконец, в-четвертых, использование понятия
«образование» в качестве центральной категории педагогики вместо воспитания (в
широком педагогическом смысле) позволяет сделать более заметным перенос внимания с
формирующего значения педагогических механизмов на развивающее.

Педагогическая интерпретация образования требует специального анализа подсистем воспитания и обучения в их единстве и различии, ибо именно они и определяют реальные формы педагогического процесса, содержание предметной области педагогики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)