Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

Право военнослужащих на жилище. Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жиз­ненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах (ст. 11).

Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора найма жилого помещения (иногда его называют договором коммерческого найма жилого помещения) либо приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РСФСР, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основ­ных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-эконо­мических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необ­ходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его се­мьи» (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Государства-уча­стники примут надлежащие меры к обеспечению осуществ­ления этого права, признавая важное значение в этом отно­шении международного сотрудничества, основанного на сво­бодном согласии» (ст. 11).

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. имеет постоянный характер. С возрастом, со­зданием семьи и т. п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

В российском законодательстве не дается общего поня­тия «жилище», оно обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое поме­щение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т. п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть про­извольно лишен жилища». Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается пре­доставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляет­ся только малоимущим, иным указанным в законе гражда­нам, нуждающимся в жилище.

Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Вели­кой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инва­лидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределитель­ной системы обеспечения жилыми помещениями и монопо­лии в этом деле государственного, муниципального и обще­ственного жилищных фондов.

Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспе­ченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жили­ще (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей сис­темы жилищных отношений; пользования жилыми помеще­ниями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т. п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:

  • возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;
  • возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражда­нами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, му­ниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства;
  • возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основа­нии договора (поднайма, коммерческого найма и др.).

Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С конституционным правом на жилище тесно и непо­средственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, кото­рые предусматривают неприкосновенность жилища и защи­ту от проникновения в него других лиц помимо воли прожи­вающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Из признания ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище одним из основных, конституционных прав граждан вытека­ет и такая важная особенность этого права: оно согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчужда­емость: право на жилище не может быть изъято государст­вом у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе.

Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации чрез­вычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и спо­собов осуществления права на жилище в тех или иных кон­кретных жилищных правоотношениях.

В качестве одного из важнейших социально-экономичес­ких прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответ­ствуют определенные обязанности государства, муниципаль­ных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользо­ванием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граж­дан жилищем, обеспечением правильного распределения об­щественных жилищных фондов, гарантированием устойчи­вого, стабильного осуществления права пользования жили­щем.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации норма о праве граждан на жилище, как и другие нормы, имеет прямое действие. Поэтому статьями Конституции Российской Федерации надлежит руководствоваться непосредственно и при раз­решении конкретных вопросов, в том числе при рассмотре­нии конкретных дел в судах.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. № 8 указал, что суд применяет Конститу­цию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнитель­ной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и граж­данина и другие положения.

Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительная регламентации указанного права в законе.

Вместе с тем ст. 40 Конституции Российской Федерации предполагает, что отдельные по­ложения конкретизируются и раскрываются в нормах жи­лищного и других отраслей законодательства, устанавлива­ющих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предостав­лении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище». Соответствующий закон соглас­но данной статье необходим и для установления норм предо­ставления жилья.

Такие положения Конституции реализуются через конкретные законы, иные нормативные право­вые акты, в которых реализуются нормы Конституции и че­рез которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, ад­министративного и др. В этой связи необходимо прежде всего назвать ст. 10 ЖК РСФСР, в которой в сжатой форме выражено основное содержание жилищных прав и обязанностей граждан.

В целях обеспечения устойчивости и повышения гаран­тии жилищных прав граждан в ст. 10 ЖК РСФСР закрепля­ется принцип, согласно которому никто не может быть высе­лен из занимаемого жилого помещения или ограничен в пра­ве пользования жилым помещением иначе как по основани­ям и в порядке, предусмотренным законом.

Жилищные права граждан охраняются законом. Запре­щаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, на­рушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надле­жащее использование жилищного фонда и его сохранность.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого поме­щения по договору найма (или аренды) в домах государст­венного, муниципального и общественного жилищных фон­дов, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-стро­ительных кооперативов, на приобретение жилого помеще­ния в собственность в домах государственного и муниципаль­ного жилищных фондов и путем индивидуального жилищно­го строительства, а также по иным основаниям, предусмот­ренным законодательством Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации.

Причем жилые помещения в домах государственного и общественного жилищных фондов, а также в домах жилищ­но-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах госу­дарственного и муниципального жилищных фондов на усло­виях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.

Вышеназванные принципиальные положения выражены в других нормах ЖК РСФСР, в частности в ст.ст. 40 и 41, определяющих требования, предъявляемые к жилым помещениям, и учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений, в ст. 28, в которой законодательно закреплено положение о том, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам «как правило, в виде отдельной квартиры на семью».

Важнейшее значение имеет выделение в составе жи­лищного фонда «жилищного фонда социаль­ного использования», предназначенного для предоставления жилых помещений малообеспеченным и другим указанным в законе гражданам в пользование на основании договора социального найма (ст.ст. 12—14 Закона Российской Федерации «Об основах феде­ральной жилищной политики»; ст. 672 ГК РФ). В соответствии с этим договором жилые помещения находятся у граждан в бессрочном пользовании (а не на определенный срок).

Конституцией Российской Федерации, как сказано выше, внесены определенные коррективы в порядок и условия обеспечения граждан жильем за счет государственного, муниципаль­ного и других жилищных фондов: жилище из этих фондов предоставляется бесплатно или за доступную плату мало­имущим, иным указанным в законе гражданам.

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая стро­ительство домов государственного и муниципального жилищ­ных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, со­держания и ремонта жилья (ст. 2 Закона Российской Федерации «Об основах феде­ральной жилищной политики»).

Обеспечение жилищных прав граждан предполагает воз­ложение на органы государственной власти, исполнитель­ные органы и органы местного самоуправления соответ­ствующих обязанностей.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищ­ной политики» указанные органы обеспечивают:

  • порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах;
  • доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предо­ставления налоговых льгот при строительстве, приобрете­нии и найме жилья;
  • жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других категорий граждан;
  • предоставление, продажу в установленном земель­ным законодательством порядке земельных участков застрой­щикам для жилищного строительства на территориях, опре­деленных градостроительной документацией;
  • содержание и развитие объектов инженерной, соци­альной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жи­лищную сферу;
  • правовое регулирование деятельности субъектов жи­лищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполни­телей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компа­ний);
  • бронирование нанятого жилища, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством;
  • контроль за исполнением законодательства в жилищ­ной сфере и др.

Следует отметить, что понятие «право на жилую пло­щадь» и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое поме­щение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее сово­купность полномочий нанимателя.

Нередко понятие «право на жилую площадь» отождествляется и с понятием «право на жили­ще», когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношений. Конституционное право на жилище означает прежде всего абстрактное (объективное) право гражданина иметь жилище для проживания, как постоянного так и временного.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования для удовлетворения сво­их жилищных потребностей реализуется в основном в пра­воотношениях административно-правового характера, а в до­мах частного жилищного фонда — отношениях гражданско-правового характера. ГК РФ (ст. 288) прямо предусматрива­ет право собственника сдавать жилое помещение для про­живания других лиц на основе договора.

В современных условиях право на жилище может обеспе­чиваться в следующих основных формах:

  • предоставление гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади;
  • кооперативное жилищное строительство;
  • предоставление жилья на условиях коммерческого найма;
  • приобретение или строительство жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором записано, что военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы.

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особым статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», другими законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением льгот, гарантий и компенсаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)