О методических приемах правового обучения
Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие «методические приемы».
В правовом обучении существует также огромное количество методических приемов. Например, учитель предлагает обучаемым прочитать правовую задачу:
Далее он просит открыть хрестоматию и прочитать извлечение из Уголовного кодекса РФ, ст. 14, где дефинируется преступление. Школьникам отводится на выполнение задания 6 минут, в течение которых они анализируют инцидент, нормы закона и составляют схему понятия «преступление», обозначив его существенные признаки, указанные в законе. Так, ученики работают с печатным текстом, учатся его анализировать и вычленять главные идеи.
Выделяют письменно-графические приемы. Их использование связано с составлением схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц и т. д. Обратим внимание начинающего учителя на некоторые особенности методики изучения юридических понятий. Специалисты считают, что основные понятия должны быть предметом пристального внимания учителя и учеников, а их усвоение может происходить постепенно: от простых к сложным, от тех, которые уже известны, к другим, которые могут быть осознанны путем объяснения через усвоенные понятия. Например, в 5 классе мы знакомим школьников с понятием «общественные правила поведения», затем к 8 классу мы расширяем информацию об этом, объясняя социальные нормы регулирования общественной жизни, обратив внимание на правовые.
Следует учесть, что школьники к этому возрасту начинают мыслить абстрактно. Для того чтобы разобраться в сущности понятия, необходимо представить его признаки. Школьники должны научиться выделять основные и не основные признаки понятия. К первым относятся те, без которых рассматриваемое явление не будет существовать. Например, существенным признаком трудового контракта является наличие договоренности о режиме работы и зарплате. В том случае, когда эти вопросы не оговорены, о трудовом контракте не может быть и речи.
Понятия выражаются в терминах– специальных словах, которые передают их смысл. Учитель должен пояснить термины, употребляемые при изучении темы. Можно показать историю возникновения слова, его употребления в юридической науке.
Учитель права должен формировать юридически грамотную речь ученика, обратив внимание на верность использования слов при общении (устном или письменном).
Автор считает, что большую результативность в правовом обучении показала так называемая методика внеконтекстных операций с базовыми правовыми понятиями. Она включает в себя разнообразные методические приемы работы с понятиями и весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, а также его систематизации. Поясним некоторые аспекты такой методики.
Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов.
Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию.
Используя методику внеконстекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.
- Общее понятие о научении его уровни и виды
- Особенности учебной программы
- Учебная программа как носитель учебного содержания
- Научная организация труда преподавателя права
- Методические основы подготовки учителя к уроку права
- Особенности педагогической деятельности
- Характеристика современного преподавателя юриспруденции в вузе
- Преподаватель права и его роль в образовательном процессе
- Диагностика результативного компонента правовой обученности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу