О методических приемах правового обучения

Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие «методические приемы».

Методический прием – это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует перед обучаемыми определенную проблему, предлагает подумать над рядом проблемных вопросов и т. д.

В правовом обучении существует также огромное количество методических приемов. Например, учитель предлагает обучаемым прочитать правовую задачу:

«Во время перемены, когда все ребята вышли из класса, ученица 8 «Г» Зайкина Ольга открыла сумку своей подруги и утащила из нее красивую ручку. Можно ли считать поступок школьницы преступлением?»

Далее он просит открыть хрестоматию и прочитать извлечение из Уголовного кодекса РФ, ст. 14, где дефинируется преступление. Школьникам отводится на выполнение задания 6 минут, в течение которых они анализируют инцидент, нормы закона и составляют схему понятия «преступление», обозначив его существенные признаки, указанные в законе. Так, ученики работают с печатным текстом, учатся его анализировать и вычленять главные идеи.

Выделяют письменно-графические приемы. Их использование связано с составлением схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц и т. д. Обратим внимание начинающего учителя на некоторые особенности методики изучения юридических понятий. Специалисты считают, что основные понятия должны быть предметом пристального внимания учителя и учеников, а их усвоение может происходить постепенно: от простых к сложным, от тех, которые уже известны, к другим, которые могут быть осознанны путем объяснения через усвоенные понятия. Например, в 5 классе мы знакомим школьников с понятием «общественные правила поведения», затем к 8 классу мы расширяем информацию об этом, объясняя социальные нормы регулирования общественной жизни, обратив внимание на правовые.

Следует учесть, что школьники к этому возрасту начинают мыслить абстрактно. Для того чтобы разобраться в сущности понятия, необходимо представить его признаки. Школьники должны научиться выделять основные и не основные признаки понятия. К первым относятся те, без которых рассматриваемое явление не будет существовать. Например, существенным признаком трудового контракта является наличие договоренности о режиме работы и зарплате. В том случае, когда эти вопросы не оговорены, о трудовом контракте не может быть и речи.

Понятия выражаются в терминах– специальных словах, которые передают их смысл. Учитель должен пояснить термины, употребляемые при изучении темы. Можно показать историю возникновения слова, его употребления в юридической науке.

Интересно
Например, многие юридические термины, употребляемые в нашем языке, имеют глубокую историю существования со времен римского права. Не нужно на уроке употреблять в своей речи сложные термины, недоступные для понимания конкретными школьниками (в силу возраста, неизученности вопроса и проч.).

Учитель права должен формировать юридически грамотную речь ученика, обратив внимание на верность использования слов при общении (устном или письменном).

Автор считает, что большую результативность в правовом обучении показала так называемая методика внеконтекстных операций с базовыми правовыми понятиями. Она включает в себя разнообразные методические приемы работы с понятиями и весьма полезна и при диагностировании степени усвоения содержания материала, а также его систематизации. Поясним некоторые аспекты такой методики.

Любое юридическое понятие, не включенное в текст, вызывает у человека определенный круг ассоциаций. Предположим, понятия «диспозитивная норма» или «альтернативная санкция» может разъяснить не каждый. Один обучаемый даст очень поверхностное и приблизительное разъяснение этим сочетаниям слов.

Другой же – представит четкие пояснения, укажет ассоциативные связи и подробно раскроет содержание темы в рамках этого понятия. От чего это зависит? В первую очередь, от обученности человека и развитости у него понятийного мышления. Исследования показали, что операции с понятиями могут выступать методами не только диагностирования знаний, но и средствами развивающего обучения.

Посредством такой методики у школьников создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса. Развивается абстрактно-логическое мышление, ведь работа с понятиями позволяет проследить причинно-следственные связи многих правовых ситуаций, которые не поддаются чувственному, наглядному познанию.

Используя методику внеконстекстных операций с ведущими правовыми понятиями, мы способствуем формированию эвристического мышления, создавая прочную основу для дальнейшей творческой работы любого школьника. Активизируется и познавательная деятельность обучаемого, который вооружается эффективными способами самоподготовки и самоконтроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)