Невербальные средства общения

Для передачи своих мыслей, настроения, желаний человек использует как вербальные (словесные), так и невербальные (несловесные) средства — мимику, жесты.

Ученые-невербалисты считают, что при общении невербальные средства преобладают. Так, австралийский писатель и исследователь Алан Пиз в своей книге «Язык жестов» приводит следующие данные: в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств, соответственно, на долю вербальных приходится 20—40 %. Есть и более парадоксальные цифры.

Американский психолог, почетный профессор психологии Калифорнийского университета Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых — на 38 % и за счет невербальных — на 55 %. Ученые зафиксировали почти миллион невербальных сигналов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные.

Визуальные невербальные средства — это те, которые воспринимаются с помощью зрения. В визуальные невербальные средства включаются физический облик человека с его постоянными (телосложение, национальные, возрастные и т. д.) и переменными (настроение, состояние здоровья и пр.) параметрами, костюм как способ социального оформления внешности, манеры, поведение.

Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.

К речевым визуальным невербальным знакам относятся жесты, мимика, взгляд, позы, расположение в пространстве.

Наиболее заметными среди названных знаков являются жесты.

Жесты (движения головы и рук) выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

  • эмоциональные (например, всплеснуть руками);
  • изобразительные (например, показать размер, форму предмета);
  • указательные (указать направление, местонахождение конкретного предмета);
  • регулирующие (например, призвать к молчанию или, наоборот, попросить говорить громче);
  • символические (рукопожатие) и др.

Жесты должны быть уместными, их смысл должен быть понятен адресату. Жесты не должны быть пустыми, подобно словам-паразитам: привычка поправлять что-то в одежде, прическе, вертеть в руках предметы, покачиваться во время разговора и т. п. — все эти движения расцениваются как коммуникативные помехи. Требование «чистоты» при использовании несловесных средств еще более справедливо для жестов, которые можно считать эквивалентами разговорной лексики, находящихся за пределами литературного языка, а также для жестов, которые нарушают традиционные этические нормы (например, указывать на человека указательным пальцем).

Интересно
Жест имеет значение и, как и слово, может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным. Так, рукопожатие может означать приветствие, прощание, поздравление, знакомство. Жесты могут образовывать ряд аналогов — функциональный «синонимический» ряд: жесты приветствия — рукопожатие, кивок, улыбка, неглубокий поклон, приподнимание шляпы. Жестам свойственна и стилистическая дифференциация: есть жесты нейтральные и эмоционально-экспрессивные, возвышенные и грубые, фамильярные, развязные и т. д.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?». Но лучше вопрос сформулировать по-другому: «Как руки могут мне помочь?». Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

Вот показательный пример важности использования жестов в речи. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но тем не менее регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул:

«Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?» — «Господин пастор, — ответил старик, — с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!».

Этот пример показывает, что когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Но лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции. Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

При этом необходимо считаться со следующими правилами:

  • около 90 % жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности;
  • локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность вашего авторитета и слабость позиции;
  • жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты очень тесно связаны с мимикой, поэтому их обычно рассматривают в комплексе.

Мимика — это значимые движения мышц лица. При этом важно, что под мимикой подразумевается комплекс движений, поскольку именно комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию. Центром восприятия мимики человека является рот, поэтому особая роль в мимике отводится улыбке.

Улыбка — символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т. д. и в этих случаях вызывает совершенно другой эффект.

Не менее важным несловесным средством является взгляд. Он не только выражает различные смыслы, но и управляет воздействием, передает информацию о поведении партнера, степени его вовлеченности в коммуникацию. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается.

Особую роль играет взаимный взгляд. Обмен взглядами важен для управления контактом: он обязателен в одни моменты диалога и не нужен в другие. Визуальный контакт встречается в конце фраз и на стыке двух реплик и не встречается во время пауз нерешительности. Активное прерывание взгляда равносильно уходу из ситуации общения.

Частота визуального контакта и нормированность его употребления во многом определяются особенностями той или иной культуры. Так, арабы, латиноамериканцы, южноевропейцы часто контактируют взглядами, тогда как азиаты, индопакистанцы, североевропейцы относятся к группе неконтактных. В русской культуре взгляд является важным средством общения. Если говорящий смотрит в сторону, разглядывает пол, потолок, стены помещения, то общение с ним производит тягостное впечатление. В то же время некомфортно чувствует себя человек, которого «сверлят» взглядом. В первом случае поведение коммуниканта может быть расценено как нежелание общаться или стремление что-то скрыть, а во втором — как желание доминировать в общении или даже как агрессия. Однако если между партнерами доверительные отношения, такой контакт взглядами не причиняет неудобств.

В акустические невербальные средства входят прежде всего голос (его сила, громкость, тембр), интонация (различного рода ударения и паузы, темп, ритм), а также молчание. Интонация в большей степени, чем другие несловесные средства передает истинные оценки и эмоции говорящего. Интонацию очень трудно сымитировать, подделать.

К. С. Станиславский утверждал, что интонации научить нельзя. Интонационный рисунок речи определяется не только техническими параметрами речи, но и ее смысловой основой — подтекстом. Подтекст — это передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации. Чаще всего подтекстовая и текстовая информации совпадают и усиливают друг друга. В тех случаях, когда они противоречат друг другу, основную роль играет подтекст.

Тактильные невербальные средства — это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. Тактильные средства могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. Это жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер.

В письменной речи тактильными средствами являются материал для письма (бумага, кожа, ткань и т. д.), способ его обработки (тиснение, аппликация, прорези и пр.). Именно на тактильных средствах построена специальная азбука Брайля для слабовидящих.

Тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, потому, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся в основном ситуации публичной коммуникации.

Несловесные средства общения всегда образуют комплекс — своеобразное высказывание, и в этом отношении они аналогичны словесной речи. Правильно интерпретировать несловесные средства можно только в комплексе и с учетом всей ситуации общения.

Невербальные средства в гораздо меньшей степени подвергаются внутреннему контролю, поэтому степень достоверности получаемой информации при таком способе передачи выше, чем при вербальном.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)