Натуралистическая исследовательская программа

М. Шелер критикует «классическую» теорию человека и, следовательно, научную программу классической науки. Как то, так и другое связаны с образом мира в целом.

Это представление о мире порождает натуралистическую исследовательскую программу. Она основана на предположении о том, что высшие формы бытия и сознания вырастают из процессов, относящихся к низшим формам жизни.

Поток жизненных сил течет снизу вверх. Всем правит неорганический мир с закономерностями, почти независящими от живого существа. Но от него зависят растения и животные, в нем они находят питание. Причем животное больше зависит от растения, чем растение от животного.

Человек еще более отдален от материальной и натуралистической форм жизни.

Он лишен программирующего поведение инстинкта, благодаря которому животное сохраняет себя и развивается. От человека скрыта инстинктивная природа.

Интересно
Она не запрограммирована на выживание и управляет человеком при помощи желаний (соблазнов), которые проявляются чаще не во благо, а во вред человеку.

Человек как природный индивид зависит как от своей «натуры» (организма), так и от среды, к которой он вынужден приспосабливаться для своего созревания.

В обществознании Нового времени укрепились нормы научности, согласно которым общество есть управляемый подобный природным объектам объект.

Согласно натуралистической парадигме, мир одномерен, уготован к рациональному осмыслению человеком, совпадает с тем, что кажется. Законы природы распространяются на общество.

Реальность натуралистической программы в исследованиях поддерживается универсальностью природы как объяснительного принципа.

В XX в. с развитием позитивизма, структурализма и экзистенциализма осознается отличие общества от объектов природы. Это отличие рассматривалась через осознание иных реальностей – реальности высших сил и реальности культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)