Национальные особенности обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера

Как было отмечено выше, под национальными особенностями понимаем специфические свойства народа, влияющие на усвоение математических знаний, умений и навыков и проявляющиеся:

  • в характерной деятельности различных физиологических систем организма (этнофизиологические особенности);
  • в своеобразном протекании психических процессов и состояний, специфике взаимодействия, взаимоотношений и общения (этнопсихологические особенности).

Этнофизиологические особенности. Функциональная асимметрия мозга. Исследованию психофизиологических особенностей представителей разных этносов посвящены фундаментальные исследования В.В. Аршавского, В.Л. Бианки, В.С. Ротенберга и др. Важное теоретическое значение для нашей работы имеют исследования советско-латвийского психофизиолога В.В. Аршавского. В.В. Аршавским была установлена роль наследственного и средового (культурного) факторов в становлении типов правополушарного реагирования. Им выявлена значительная гипердиагностика умственной отсталости, особенно среди детей коренного населения, за которую принимается крайне выраженный правополушарный тип реагирования.

Интересно
В связи этим исследователь ставит проблему необходимости изменения методов преподавания в средней школе таким образом, чтобы они могли максимально использовать возможности образного мышления детей, а также профориентации молодежи на Северо-Востоке, оканчивающей средние школы. По данным В.В. Аршавского, у пришлого населения в результате адаптации к экстремальным условиям окружающей среды повышается функциональная активность правого полушария.

Исследователь также выявил различие в распределении частот фенотипов полушарного реагирования у разных этнических групп Северо-Востока. Так, исследование представленности частот фенотипов в популяциях коренного населения показало, что во всех этнических группах преобладает правополушарный фенотип. При этом тест выявил неодинаковую степень полиморфизма типов полушарного реагирования среди различных групп коренных жителей Чукотки и Камчатки (эскимосы, береговые чукчи, оленные чукчи, коряки, эвены). Несколько отличная картина полиморфизма типа полушарного реагирования было выявлено у якутов и ительменов. Эти этнические группы исследователь относит к смешанному типу реагирования.

Он связывает феномен межполушарной асимметрии мозга с несходством культурно-хозяйственного уклада. Исследователь предполагает, что у представителей конкретных этнических групп, в результате многовекового воздействия определённых факторов окружающей среды, культурного и биологического наследования формируется и закрепляется такой тип восприятия и переработки информации, который обеспечивает оптимальное функционирование субъекта и группы в целом к условиям данной среды. Такой подход, по мнению учёного, согласуется с представлениями Л.С. Выготского (1931) о том, что «сложные психические процессы формируются в ходе исторически обусловленных видов практической и теоретической деятельности и изменяются по мере осуществления этой деятельности». Экспериментальные исследования показали, что тип межполушарных взаимоотношений является фенотипом с высоким уровнем наследственности.

С вышеизложенным перекликаются результаты серии экспериментальных исследований Н.Б. Семеновой, проведённых на Севере Якутии в группе детей эвенов, якутов и пришлого населения. Кроме того, В.В. Аршавский выяснил роль асимметрии мозга в проявлении тревожности и мотивации. Результаты исследований показали, что высокий уровень тревоги среди лиц, проживающих в Москве, отмечается у «правополушарных» индивидов, а среди лиц, проживающих на Северо-Востоке (как у представителей коренного, так и особенно у представителей пришлого населения) – у «левополушарных» индивидов. У индивидов со смешанным типом реагирования повышения уровня тревоги отмечается лишь в редких случаях.

Сопоставление результатов исследования суммарной мотивации достижения цели и уровня тревоги позволило исследователю сделать следующее предположение. «В условиях региона Северо-Востока многие «левополушарные» индивиды, имея большую потребность в поисковой активности (высокую суммарную мотивацию), часто не имеют возможность ее адекватно реализовать в активном поведении и реагируют на эту ситуацию отказом от поиска, в результате чего у них возникает высокий уровень тревоги. Более низкий уровень мотивационной напряженности у «правополушарных» индивидов и индивидов со смешанным типом реагирования делают возможным реализацию поиска в активном поведении и предотвращают возникновение у них высокого уровня тревоги».

В этой связи А.Л. Сиротнюк утверждает, что в процессе обучения с «левополушарным» акцентом, основанного на вербально-логическом типе изложения материала, у северных детей возникают трудности. «При торможении функций ведущего правого полушария происходит излишнее возбуждение функций левого.

Если с естественными для северных детей затруднениями по математике бороться усилением давления, требований, жестким контролем, в ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения».

Свойства нервной системы – физиологические характеристики, которые нельзя отождествлять с психологическими особенностями человека. Как замечают А.К. Акимова и В.Т. Козлова выделить в психологических характеристиках влияние чисто физиологических особенностей, каковыми являются основные свойства нервной системы крайне сложно. Но авторы отмечают важность практического значения этой проблемы, «так как от её решения зависят тактика обучения и воспитания детей. Близкое по содержанию к типу нервной системы его психологическое проявление – темперамент. В свойствах темперамента физиологическая обусловленность психики проявляется с наибольшей очевидностью».

По данным В.С. Мерлина, черты темперамента, обусловленные типологическими особенностями, влияют на силу ощущений, сосредоточенность, устойчивость и переключаемость внимания, легкость мобилизации образов памяти и других. В его лаборатории была установлена зависимость тревожности учащихся от слабости нервной системы, а так же связь экстравертированности с подвижностью. Н.Б. Семенова и её коллеги изучили особенности когнитивных функций у детей, проживающих на севере Республики Саха (Якутия).

Сравнительный анализ когнитивных функций у детей коренного и некоренного населения показал, что «функциональные параметры центральной нервной системы (память, внимание, умственная работоспособность) оказались выше у детей некоренного населения». Другими словами, у детей коренного населения были выявлены типологические особенности высшей нервной деятельности, которые заключаются в меньшей подвижности психических процессов.

Полученные Н.Б. Семеновой результаты соотносятся с показателями ряда исследований, посвящённых изучению представителей северных этносов, в которых было установлено, что условия Крайнего Севера оказывают негативное влияние на личность (В.А. Лобова, С. В. Дерябина и Т.З. Биктимиров). Как утверждает А.А. Бучек, проявляется это в том, «что у лиц, переезжающих в районы Крайнего Севера, происходит сглаживание (или нивелирование) сильных свойств личности и проявляются качества, уходящие своими корнями в тормозимые и слабые свойства нервной системы».

В этой связи отметим, что «учебный процесс для 10% детей республики обусловлен тяготами полярной ночи Арктического Заполярья, отсутствием в учебных помещениях естественного освещения. Для остальных 90% детей обучение организовано в условиях крайне короткого светового дня 1-2 часа в день, в учебных помещениях также без инсоляции. Зима в арктических районах республики начинается в середине сентября с регистрацией температуры наружного воздуха до минус 20°С, достигая в конце ноября, декабря, января минус 55°, 59° С. Полярная ночь длится 45-65 суток (с конца ноября до середины января). Солнце не поднимается над горизонтом, продолжительность светового дня составляет менее 1-2 часов в сутки».

Так, по данным В.А. Лобовой в арктических регионах, тревожность и сензитивность (сверхчувствительность, которая в норме с возрастом обычно сглаживается) даже у здоровых людей оказались в 2–2,5 раза выше, чем в регионах с благоприятными климатическими условиями. Кроме того, ею было установлено, что длительное проживание в арктических регионах снижает подвижность нервных клеток у индивидов, что характеризуется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это выражается в быстро наступающей утомляемости и изменении индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке. Как выявила В.А. Лобова, «у коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде».

Интересно
Согласно данным С.В. Дерябиной и Т.З. Биктимирова, «организм человека в экстремальных условиях (полярная ночь, перепады температуры, выраженные колебания атмосферного давления и другие) начинает искать оптимальный режим для выживания. Формируются так называемые «полярное напряжение», а также «северная» капсулированность, отгороженность, замкнутость личности, при которой снижается разговорный градиент и потребность в общении».

II.2. Этнопсихологические особенности. На учёт этнопсихологических особенностей учащихся национальных школ Севера при организации процесса обучения указывают многие современные исследователи В.В. Аршавский, Ю.В. Балашов, Е.П. Жирков, В.М. Куриков, В.Х. Нерадовский, А.П. Оконешникова, А.И. Петрова, Н.В. Подшивалова, Н.Г. Хайруллина, Т.Г. Харамзин и др. Так, Н.В. Подшивалова учёт этнопсихологических особенностей детей при определении технологии обучения считает одним из основных условий функционирования национальной школы Крайнего Севера. Как было отмечено выше, этнопсихологические особенности «характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей».

Как утверждает В.Г. Крысько, этнопсихологические особенности – это единственная форма проявления психологии этнической общности. В ее структуру включает мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие этнопсихологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Восприятие того или иного объекта представляет собой процесс непосредственного отражения в сознании этого объекта в момент его воздействия на наши органы чувств. Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить эффективность учебной деятельности учащихся. В психологии выделяют три типа восприятий: синтетический, аналитический и аналитико-синтетический. Северным детям характерно синтетическое восприятие, что обусловлено функциональными особенностями доминирующего правого полушария. Так, А.Л. Сиротнюк утверждает, что «правополушарные дети обучаются от «целого к части». Считается, что синтетическое восприятие присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его составляющих, не замечая при этом деталей».

Восприятия классифицируют и по другим признакам. «Известно, что в зависимости от активности органов перцепции различают зрительную, слуховую и осязательно-моторную модальности восприятия, из которых зрение является пространственно-символическим, акустическим, а осязание – контактно-физическим способом получения и оперирования информацией. Объекты и явления действительности воспринимаются полнее, если отражение их идет одновременно на всех уровнях. В учебно-познавательной деятельности присутствуют, как правило, все виды, но доминанта одного из них позволяет говорить о существовании той или иной модальности восприятия: зрительной, слуховой, моторной.

Так, А.Л. Сиротюк с правым полушарием связывает непосредственно-чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление и творчество. Что соотносится с результатами экспериментальных исследований проведенных О.А. Гончаровым в ходе экспедиции к местам компактного проживания оленеводов, у коренных жителей тундры. В результате серии экспериментов были выявлены особенности восприятия и изображения пространственных отношений народов Севера: более высокий уровень топологических пространственных представлений, низкий уровень абстрактных проекционных и координатных представлений, а также конструктивные трудности при изображении объемных тел.

В результате чего, и у взрослых и у детей на изображениях преобладали признаки обратной перспективы (стремление нарисовать более удаленный и частично скрытый предмет крупнее ближнего). Полученные результаты О.А. Гончаров объясняет экологическими факторами. Выявлено что на систему пространственных представлений более значимым является фактор проживания в открытой тундре, чем уровень образования.

Так, проживание в открытом пространстве тундры создает возможность видения на большие расстояния (бинокулярное зрение), что способствует перспективному сокращению размеров удаленных предметов гораздо сильнее, чем в городской среде. Кроме того, непосредственно-чувственный характер восприятия окружающей среды северных народов влияет на изменение субъективной оценки величины.

Интересно
По поводу этого О.А. Гончаров пишет: «Область активного взаимодействия с предметами, ограничена ближним пространством, в котором как раз имеет место эффект обратной перспективы. Внимание преимущественно фокусируется на ближних предметах, до которых можно дотянуться рукой. В результате благодаря перцептивно-моторному взаимодействию уменьшаются видимые размеры ближних предметов, на которые направлено действие и внимание».

Данное явление исследователь назвал эгоцентрическим восприятием, при котором «оценка пространственного положения и размеров объектов производится по отношению к точке зрения наблюдателя в абсолютных величинах на основе бинокулярных и динамических признаков глубины. Действие этого механизма преимущественно связано с непосредственным контролем двигательной активности, непроизвольным вниманием и топологическими пространственными представлениями».

Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений в предметах и явлениях природы и общественной жизни. Мышление – есть обобщенное и опосредованное познание действительности.

В свое время известный французский психолог Ж. Пиаже в формировании и развитии мышления в онтогенезе выделял несколько этапов: сенсо-моторный интеллект, символическое и допонятийное мышление, интуитивное (наглядное) мышление, операциональные группировки мышления, формальное мышление. По этому поводу И.С. Якиманская пишет следующее: «поскольку образное мышление рассматривалось в педагогической психологии в основном лишь в генетическом плане – как определенная стадия развития мышления, – это привело к недооценке самостоятельной роли этой формы мышления в умственном развитии учащихся. Не учитывалось, что образное мышление само развивается, что оно является равноценной формой интеллектуальной деятельности, имеет довольно сложные формы проявления и разнообразные функции».

В современной педагогической психологии принято выделять следующие виды мышления ребенка: «наглядно-действенное мышление, особенность которого заключается в том, что объектом непосредственных мысленных преобразований служит реальная ситуация; наглядно-образное мышление, характеризуемое способностью манипулировать образами без практических действий; логическое мышление, которое выступает прежде всего в форме абстрактных понятий и суждений; абстрактное мышление, без которого невозможно говорить об усвоении математических знаний».

«Доминирование типов мышления проявляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне этнических групп. В первом случае речь идет об отдельных личностно-психологических различиях, во втором – о статистическом преобладании в популяции индивидов с конкретным доминирующим типом мышления».

Так, исследования когнитивных способностей северных детей, говорят о том, что им присуще наглядно-образное мышление. Этому имеются и объяснения со стороны психофизиологии, в которой доказано, что специфика мышления детей определяется функциональной асимметрией головного мозга. С доминированием правого полушария в психологии принято связывать образное мышление, развитое воображение. Функция правополушарного мышления – одномоментное схватывание сложных и противоречивых связей действительности и формирование за счёт этого целостного и многозначного образа.

Изучая типологические свойства личности корякских детей, В.Х. Нерадовский выявил, что скорость протекания мыслительных процессов у них в среднем на 1,6 раза медленнее, в сравнении с другими учащимися. А среднее время переключения внимания с одного вида работы на другой у корякских детей составляет 1 мин 48 с., у других – 46 с. Он подчеркивает, что это не недостаток, а особенность мышления корякских детей, которая при рациональной организации учебного процесса становится их преимуществом. Память, как утверждает Р.С. Немов, лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Он дает следующее определение памяти «как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации».

Т.М. Балыхина отмечает, что «память современного человека является не только продуктом биологическим, но и социокультурным, как речь, письмо и счёт. Приёмы и средства поведения, формировавшие память человечества, усваиваются ребенком под влиянием социокультурной среды, которая не только выступает перед ним в качестве объекта приспособления, но и сама создает условия и средства для этого приспособления». Дети народов Севера обладают хорошей зрительной памятью. Р. Линном, исследователем сравнительного изучения интеллекта народов разных рас показано, что зрительная память имеет высокую наследуемость.

На основе анализа и обобщения результатов экспериментальных исследований, проведенных на представителях арктических народов, Р. Линн, утверждает, что эта способность развивалась генетически посредством естественного отбора в силу необходимости для живущих в Арктике людей запоминать мельчайшие детали ландшафта, чтобы найти обратный путь, возвращаясь с продолжительной охоты. «Пейзаж промерзшей тундры имеет мало ориентиров, ввиду чего охотники должны были замечать и запоминать имеющееся небольшое количество признаков».

Сказанное согласуется с наблюдениями многих путешественников и исследователей, отмечавших исключительную память, наблюдательность, умение ориентироваться на любой местности коренных жителей Северо-Восточной Сибири. Более того, они отмечали умение воспроизводить топографию местности на схематическом чертеже (на бересте или шкуре) (Б.Ф. Адлер, Г.М. Василевич, Ф.В. Врангель и др.). Таким образом, для детей народов Севера свойственны зрительный (образный) вид и наглядно-образный тип памяти.

При выявлении психических свойств характерных для детей малочисленных народов Севера, влияющих на учебно-познавательную деятельность, мы в основном опирались на результаты исследований научных экспедиций, посвященных изучению этнопсихологии коренных народов Арктики (1999, 2003, 2012 гг.). На основе данных многих экспериментальных исследований, А.П. Оконешникова утверждает, что наибольшей стабильностью в этнопсихологии коренных народов Севера обладают когнитивные свойства. В частности, так называемые первичные умственные свойства и свойства связанные с типом нервной системы. К числу устойчивых черт относит также потребности в достижении и творческий стиль мышления.

«По экспериментальным фактам исследователей самыми устойчивыми чертами у мужчин оказались пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, у женщин – эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчивость, желание дойти до пределов возможного».

Показательно исследование этнопсихологии народов Арктики, проведенное А.П. Оконешниковой, А.И. Крупновым, П.Н. Соловьевым и Р.С. Мамаевой в рамках второй Саха-Российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Арктики» (1999). Авторы в числе актуальных проблем выделили профессиональную ориентацию выпускников школ Арктики. Исследованием в трёх Колымских улусах было охвачено 129 выпускников и 118 родителей.

Результаты исследования показали, что:

  • нет приоритета профессий, необходимых в Арктике, – охотоведа, речника, рыболова, водителя;
  • тревожно то, что жители Арктики всерьез считают, что уровень школьных знаний выпускников их региона не может конкурировать со знанием выпускников других регионов, например центральных и западных улусов Республики Саха;
  • для успешной адаптации к студенческой жизни большое внимание обратили на доброжелательность, общительность, хотя многие испытывают проблемы из-за замкнутости и неуверенности;
  • особенно родители Нижне- и Верхнеколымских улусов не вникают в условия студенческой жизни. Почти все родители считают, что молодежь ведет себя недостаточно самостоятельно и ответственно;
  • обнаружен узкий круг знаний выпускников и их родителей о профессиях, которые на сегодня необходимы в арктических улусах;
  • выпускники и их родители желают иметь хорошее высшее образование.

А.П. Оконешникова и Н.В. Михайлова в рамках третьей Саха-Российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия малочисленных народов Республики Саха (Якутия)» (2003) изучили этнопсихологию народов Севера. Одним из целей данного направления исследования научной экспедиции являлось изучение профессиональной ориентации выпускников школ, в которых в основном обучаются дети малочисленных народов республики. Исследование проводилось в Алданском (села Хатыстыр, Угоян), Эвено-Бытантайском (села Саккырыр, Кустур, Джаргалах) улусах и на территории, находящейся в подчинении администрации г. Нерюнгри (с. Иенгра, ЭСОШИ «Арктика», школа №2 г. Нерюнгри). В числе респондентов было охвачено 198 родителей и 168 учащихся.

Так на вопрос «Что помешает в первое время Вашему (ей) сыну (дочери) в успешной учебе в названном Вами учебном заведении?» наряду с проблемами быта, образа жизни, учебных нагрузок родители отметили, что затруднения также могут возникнуть и из-за таких черт характера как леность, слабая самоорганизация, безответственность, отсутствие усидчивости, неуверенность, необщительность. Родители из сел Иенгра, Угоян, Хатыстыр и Джаргалах также обеспокоены низким уровнем школьных знаний.

На вопрос «Как поведет себя Ваш (а) сын (дочь) в названном Вами учебном заведении?» («Как поведёте себя в названном Вами учебном заведении?») большинство родителей (71%) высказали уверенность в своих детях. Родители школы с. Угоян уверены, что проблем у их детей не будет (89,5%). Родители школы № 2 г. Нерюнгри (50%), с. Саккырыр (73,3%), с. Кустур (66,6%), с. Хатыстыр (37%) считают, что их дети уверены в себе, очень ответственны.

Учащиеся уверены в себе, считают, что проблемы будут, но они постараются их разрешить. 95% всех учащихся говорят о своей готовности к учебе в вузе, уверенно и ответственно заявляют, что они будут стараться хорошо учиться. Исследование показало, что как родители, так и старшеклассники одинаково уверены в дисциплинированности, ответственности перед предстоящей учебой в учебных заведениях высшего и среднего специального образования.

На следующий вопрос «Какие черты характера Вашего (ей) сына (дочери) помешают в общении со студентами из других мест?» («Какие черты Вашего характера могут помешать в общении со студентами из других мест?» родители указали на такие черты характера своих детей, как застенчивость (36,7%), гонор, упрямство, эгоизм (18,8%), доверчивость, мягкость (12,8%). Часть учащихся признает свое самолюбие, упрямство (24,1%), часть уверена, что проблем не будет (21,3%). Сравнительный анализ ответов выпускников и родителей показал, что родители больше признают в своих детях скромность, застенчивость, доверчивость, в то время как дети-респонденты больше признают в себе упрямство, гонор, эгоизм.

Анализ результатов научной экспедиции (2012) и кандидатской диссертации Ю.В. Соколовой, посвященных изучению национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса, позволяют выделить следующие этнопсихологические особенности, влияющие на учебно-познавательную деятельность: определенная ограниченность в широте мировоззрения: наивность в восприятии окружающего мира; преобладание образного мышления; слабую целеустремленность; скрытность; упрямство и независимость в суждениях; наблюдательность, внимательность и находчивость в труде и быту; смекалка и хитрость в поступках; способность переносить большие трудности; довольствие малым; трудолюбие и работоспособность; волевую настойчивость; преобладание коллективистической направленности жизни и деятельности, основанной на родственных взаимосвязях; высокий уровень групповой сплоченности; взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста; мобильность и простота в налаживании связей, отсутствие зависти к другим людям; самостоятельность, наивность, взаимоуважение между молодежью и старшими поколениями, равноправие всех членов группы, почитание женщины (матери), доверчивость, добродушие, скромность в общении; выносливость, решительность; любопытство, любознательность, открытость, лень, исполнительность, зависимость, предприимчивость, деловитость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)