Принципы и подходы этноориентированного обучения математике

Е.Ю. Никитина, анализируя сущность понятия «подход», отмечает её полисемичность и приводит следующие интерпретации данного термина:

  • «мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителя общественного сознания;
  • глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, в первую очередь, самих субъектов педагогического взаимодействия – преподавателя и студента;
  • принципиальная методологическая ориентация исследования как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта);
  • совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности, независимо от того, является ли она теоретической или практической;
  • базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым и коллективом».

При реализации этноориентированного обучения, прежде всего, нужно руководствоваться этноориентированным и системно-деятельностным подходами. Этноориентированный подход направлен на учёт этнорегиональных потребностей и особенностей детей народов Севера. Таким образом, для нашего исследования существенное значение имеет этнорегиональный подход. Как утверждает В.В. Мирошниченко, понятие «этнорегиональный подход» преимущественно используется при описании этноисторических, этнолингвистических, этнокультурологических и этнопсихологических условий организации системы образования в рамках отдельного региона.

По мнению автора, данный подход даёт возможность органично внедрять в практику образования на всех ступенях региональный компонент, идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, соотносить психологию этноса со спецификой этнических обычаев и традиций. В целом он способствует формированию этнического самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам, формировать этническую и российскую идентичность. Резюмируя сказанное, отметим, что этнорегиональный подход предполагает применение таких подходов как: этнокультурный, этнопедагогический, этнодидактический, этноматематический и этнопсихологический.

По мнению Е.Ю. Варламовой, использование этнокультурного подхода в системе образования связано с разработкой положений, реализация которых позволяет:

  • передать от одного поколения другому этнокультурный опыт – результаты деятельности, связанной с освоением и развитием этнокультуры;
  • достичь целей образовательного процесса на основе внедрения в систему компонентов этнокультурного содержания.

С позиции этого подхода математическая культура народа выступает как часть этнокультуры. Этнокультурный подход предполагает реализацию принципов народности, культуросообразности и природосообразности. В этой связи нам представляется полезным выделить этнопсихологический подход, который предполагает организацию процесса обучения математике с учётом особенностей этнической психологии и специфики этноинтеллектуальных характеристик (восприятия, мышления, памяти и т.п.).

В понимании категории «этнопедагогический подход», мы принимаем определение, предложенное С.В. Стручковой, относительно образовательно-воспитательного процесса обучения математике. Так, по ее мнению, данный подход представляет собой «естественно организованный процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду» и рассматривается как качественная сторона повышения развития воспитывающего потенциала математики. Согласно этнодидактическому подходу эффективным является такое содержание образования, такие методы, приемы и формы обучения, которые соответствуют этнической природе индивида.

Ядром модели этнической природы является родной язык. Ф.Г. Ялалов вокруг языка располагает такие базовые компоненты этнической природы, как:

  • этнофилософия (народная мудрость, национально-религиозное мировоззрение, устное народное творчество и т.д.);
  • этнопедагогика (народные и семейные традиции обучения и воспитания, быт и этнопромыслы, этика и мораль, религиозная культура и т.д.);
  • этнопсихология (этнический менталитет и стереотип, этническая психология и самосознание и т.д.).

На основе данной модели принцип этнической природосообразности (метапринцип соответствия) им сформулирован следующим образом: «содержание этнического образования, методы, приемы и формы обучения соответствуют этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа».
Ф.Г. Ялалов считает, что учёт абсолютно всех факторов этнической природы в разработке содержания образования практически неосуществимой, и останавливается на трёх вышеуказанных компонентах.

Исходя из этого положения вместо реальной этнической природы вводит модель, которая передает основные функции этнической природы. На основе анализа научной литературы, посвящённой изучению малочисленных народов Севера, нами были выявлены следующие не менее важные компоненты этнической природы, которые следует учитывать при организации процесса обучения математике (рис. 3):

Принципы и подходы этноориентированного обучения математике

Этнофизиология (особенности функциональной деятельности высшей нервной системы, межполушарной асимметрии головного мозга), этнокультура (материальная и духовная жизнедеятельность) и этносоциология (социальные аспекты развития и функционирования, идентичности, интересы и формы самоорганизации, закономерности коллективного поведения, взаимодействие этнических групп, взаимосвязи личности и социальной среды).

Таким образом, принцип этноориентированного обучения математике состоит в следующем: содержание этноматематического (этнокультурного регионального) компонента, методы, приёмы и формы обучения математике соответствуют этнопсихологическим и этнофизиологическим особенностям, этносоциальной среде, этнокультурному опыту, этнопедагогическим традициям и этнофилософским взглядам. Содержание принципа этноориентированного обучения, состоящего из шести самостоятельных принципов, соответствующих выделенным компонентам этнической природы, было раскрыто нами в первой главе.

В исследованиях зарубежных учёных для комплексного рассмотрения этноматематических явлений и процессов используется понятие «этноматематический подход» (У. д’Амброзио, Х.Е. Актуна, П. Гердес, Г. Гилмер, Х. Книжник, Д. Орей, М. Роса и др.).

Основатель этноматематики У. д’Амброзио утверждает, что «именно этноматематика рассматривает социально-культурную среду и естественное окружение как область и предмет исследования, стимулируя воображение и творчество личности и общества во имя человечества в целом». Отмечает необходимость использования личности каждого обучаемого в процессе обретения научных и математических знаний. Насчёт межэтничности и полиэтничности этноматематики М. Альберти пишет следующее: «Этноматематика знакомит нас с другими народами, культурами, приемами, орудиями труда и техниками и тем самым способствует обогащению наших собственных математических знаний, ведь при взаимодействии культур всегда рождаются новые идеи и принципиально новые математические идеи».

Обобщая различные подходы к определению сущности понятия «этноматематический подход», можно говорить о том, что он не противоречит этнокультурному, этнопсихологическому, этнопедагогическому и этнодидактическому подходам, учитывает принципы народности, природосообразности и культуросообразности. Означает естественно организованный процесс обогащения содержания математического образования этноматематическими элементами и его интеграцию с современными образовательными технологиями. Данный подход предполагает личностно-ориентированное и деятельностно-развивающее обучение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)