Региональные особенности обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера

Анализ психолого-педагогической и методической литературы (Ф.С. Авдеев, М.И. Зайкин, Г.И. Саранцев, Ю.М. Колягин, Н.И. Мерлина и др.) позволил выделить ряд региональных особенностей сельской малокомплектной школы, которые следует учитывать при организации учебного процесса по математике:

  • удалённость от крупных научно-методических центров;
  • разобщённость территории школьного микрорайона;
  • малая наполняемость или отсутствие того или иного класса;
  • многопрофильность учителя;
  • малочисленность родительского коллектива и его относительно низкая образованность;
  • взаимодействие жизни школы с природой и традиционной хозяйственной деятельностью.

Удаленность от крупных научно-методических центров. Республика Саха (Якутия) – самый большой регион Российской Федерации, по своим природным и территориальным условиям не имеющий аналогов на планете. Общая территория Якутии составляет 3,1 млн. кв. км., свыше 40% которой находится за Полярным кругом. Республика является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении.

Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» 249 малокомплектных школ включены в Перечень, утвержденный с учётом труднодоступности, удаленности от близлежащих населенных пунктов и численности обучающихся. При этом учитывалось отсутствие круглогодичного или сезонного автомобильного, водного и воздушного сообщения, наличие водной преграды во время паводка и проливных дождей. До 173 школ республики можно доехать только по зимним автомобильным дорогам.

Школы малочисленных народов Севера удалены не только от улусного управления образования, но и от школ соседних населённых пунктов. Так, 120 школ (18%) находятся на расстоянии от 50 до 550 километров до ближайшей школы. Значительные расстояния между населенными пунктами, недостаточно развитая сеть дорог и транспортные трудности являются преградой к полноценной работе методических объединений близлежащих школ. Этот факт лишает учителя «возможности изучения опыта своих коллег по предмету, затрудняет получение своевременной необходимой методической помощи, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся».

Благодаря модернизации системы образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», значительно улучшились условия обучения в школах малочисленных народов Севера. На сегодня школы полностью оснащены современными компьютерами, интерактивным оборудованием, обеспечен доступ к сети Интернет. Что в значительной степени решило проблему «педагогического одиночества» северного учителя, обеспечив ему дистанционное общение с коллегами и методистами.

Разобщенность микрорайона обслуживания. В современных условиях в связи с ростом этнического и национального самосознания коренных малочисленных народов Севера жизненно важную актуальность приобретают кочевые школы. В северных районах Якутии функционируют 12 кочевых общеобразовательных учреждений, в том числе 4 летних кочевых школ. Такие школы создаются для восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

В зависимости от характера обслуживания малокомплектные сельские школы делятся на следующие типы:

  • «в школе учатся дети из одного населенного пункта; школа обслуживает производственные участки, расположенные на расстоянии пешеходной доступности до 3-5 км;
  • школа с пришкольным интернатом обслуживает населенные пункты, расположенные на расстоянии более 5 км;
  • школа на перевалочной базе маршрутов кочевых оленьих стад обслуживает 3-5 бригад;
  • кочевая школа обслуживает 1-2 бригады оленеводов; школа, в микрорайоне которой находятся 1-2 начальные школы; школа, в районе действия которой находятся 1-3 неполные средние или средние школы».

Таким образом, вторая особенность школы малочисленных народов Севера – это разобщённость микрорайона обслуживания. Она негативно сказывается на организацию учебно-воспитательного процесса: в школах наблюдается нестабильная ежедневная посещаемость, ученики кочевой школы лишены общения со своими сверстниками, обучение проходит в разновозрастной группе, что затрудняет создание нормального психологического климата среди учащихся.

Интересно
Учебный план и программы кочевой школы, в том числе по математике, строятся в соответствии с кочевым образом жизни и отличаются от общепринятых учебных программ сельских малокомплектных школ. С учётом специфики кочевых образовательных учреждений целесообразно структурировать содержание образования в форме модулей, в процессе обучения математике использовать метод укрупненных доз или опережающее обучение.

Кроме того, указанная выше особенность школ малочисленных народов Севера затрудняет внеклассную работу по математике, которая призвана решить, две основные задачи – «помочь ликвидировать существующие пробелы в знаниях по математике у слабоуспевающих учащихся; развить и укрепить интерес к математике у средних и хорошо успевающих». Малокомплектность школы. Учитель математики, разрабатывая методику преподавания, должен учитывать малокомплектность школы малочисленных народов Севера. В педагогической науке под малокомплектной школой понимается «школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся».

Интересно
Как утверждает Н.Д. Неустроев, малокомплектность сельской школы «есть социально-экономическая закономерность общественного развития в специфических условиях Севера, что и обусловливает: сохранение и развитие сети школ для детей коренного населения на родном языке; необходимость обеспечения производства рабочей силой в небольших хозяйствах, в этом случае будут содержаться «экономически невыгодные» школы, так как они выступают в качестве селообразующего фактора».

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить следующие особенности учебной деятельности в малокомплектной школе: интенсивная работа учеников, многопрофильность учителя, тесное сотрудничество с родительским коллективом, совмещенные занятия с несколькими классами. При наполняемости класса до 6 человек в условиях организации урока по традиционным способам интенсивность деятельности учащихся очень высока.

Как пишет Ф.С. Авдеев: «Достаточно сказать, что в этом случае каждого ученика за урок спрашивают (а он пытается отвечать) до 4-5 раз, таким образом, за учебный день больше 20 раз учащийся должен отреагировать на тот или иной призыв учителя. Следовательно, психофизическая нагрузка, падающая на ученика сельской малокомплектной школы, намного больше, чем на ученика обычной школы с нормальной наполняемостью класса. Как результат, сельские ребята данных школ несколько заторможены на уроках, медлительны во всех действиях».

Своеобразным дополнением этой мысли является высказывание М.И. Зайкина: «Из-за малого количества учащихся каждое их действие контролируется учителем, и при неправильных действиях учителя этот факт еще более отрицательно воздействует на психику ребенка. Как итог, некоторые учащиеся в отдельных случаях на ограниченное время вообще отключаются от хода урока, перестают реагировать на действия учителя». Важной особенностью малокомплектной школы малочисленных народов Севера является многопрофильность учителя. Многим учителям, «в связи с нехваткой часов на полную ставку и недостаточной обеспеченностью специалистами всех профилей, приходится совмещать преподавание своего предмета с другими. Учитель вынужден вести занятия по нескольким предметам, что требует от него высокого уровня профессиональной компетентности».

Всем известно, какую большую роль играют родительские коллективы в деле воспитания, образования и развития детей. Родители должны систематически и целенаправленно оказывать своему ребёнку помощь в выполнении домашнего задания, учить его правильно организовывать эту работу в комплексе с режимом труда и отдыха школьника.
Родители с учётом их образования не всегда могут оказать помощь в домашней подготовке своим детям, а с учётом их ненормированной занятости не могут организовать контроль за ходом её выполнения. Поэтому учитель должен постоянно консультировать родителей, желающих заниматься со своими детьми во время подготовки домашних занятий, снабжать их элементарными методическими разработками по трудным темам и т.д.

Взаимодействие жизни школы с природой и традиционной хозяйственной деятельностью. Благодаря своим этноэкологическим традициям малочисленные народы Севера сумели выжить в экстремальных климатических условиях, сумели сохранить природу в ее первозданном виде. Взаимоотношения между ними и природой формировался, прежде всего, в хозяйственной деятельности.

В Республике Саха (Якутия) развиты не только характерные для Севера подотрасли аграрного производства – оленеводство, охотничий и пушной промыслы, рыболовство, коневодство, но и самые северные в мире земледелие и разведение молочно-мясного крупного рогатого скота. Накоплен уникальный опыт ведения сельского хозяйства в экстремальных климатических условиях Севера. Данный фактор оказывает, в основном, позитивное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса в целом и при обучении математике в частности. Природа и традиционное сельскохозяйственное окружение отражаются в содержании и формах обучения.

В.А. Петров отмечает неслучайный интерес учащихся к практическим приложениям математики, особенно в задачах, которые окружают их в жизни, в труде, а в дальнейшем в их будущей профессиональной деятельности. «Особую значимость в сельской школе приобретают задачи сельскохозяйственного содержания, так как они развивают у учащихся устойчивый познавательный интерес». При обучении математике следует как можно шире включать «практические работы; использовать экскурсии, которые в зависимости от цели урока могут либо поставить перед учащимися проблемные задачи, либо послужить средством обобщения и систематизации знаний, полученных в школе».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)