Критерии эффективности этноориентированного обучения

На основе теоретического исследования и анализа результатов обработки эмпирических данных были выявлены критерии эффективности этноориентированного обучения: рост учебной мотивации, динамика развития рефлексивных умений, динамика школьной тревожности, показатели самоопределения личности. Анализ научной литературы показал, что детям малочисленных народов Севера свойственны слабая целеустремленность, непритязательность, внешние мотивы учебной деятельности.

Это подтверждается результатами констатирующего эксперимента, в котором было выявлено, что для северных учащихся вне зависимости от национальности и возраста наиболее важными являются:

  • ориентация на высокую оценку и одобрение со стороны взрослых;
  • престиж и положение в коллективе;
  • содержание обучения;
  • достижения успеха.

Наименее важными оказались мотивы самоопределения и самосовершенствования, процесса учения, творческой самореализации. Был выявлен низкий уровень развития рефлексивных умений учащихся. Помимо этого, нами было обнаружено, что для учащихся школ малочисленных народов Севера характерна общая повышенная тревожность в школе, проявляющаяся в общем эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы. Так, была выявлена повышенная тревожность учащихся связанная с фактором низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страха ситуации проверки знаний и страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок).

Интересно
Данное соотносится с результатами теоретического исследования, о том, что в арктических регионах, тревожность и сензитивность даже у здоровых людей в 2–2,5 раза выше, чем в регионах с благоприятными климатическими условиями. Более того, из-за малой наполняемости классов деятельность учащихся на традиционных уроках характеризуется большой интенсивностью, высокой психофизической нагрузкой.

Таким образом, современной проблемой образования в школах малочисленных народов Севера является повышение уровня учебной мотивации, связано это с необходимостью ориентации учащихся на процесс обучения математике. Важным является положительная динамика рефлексивных умений в процессе обучения математике, которые позволяют успешно определиться в профессиональной сфере, в поиске себя как личности. Одним из важнейших факторов повышения эффективности и комфортности учебного процесса является организация психологически благоприятного климата обучения, снижение школьной тревожности учащихся, что обуславливает результативность процесса обучения математике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)