Наследование по закону выморочного имущества

Государство рассматривалось как участник гражданских правоотношений еще во времена римского права. Анализ трудов ученыхроманистов позволяет сделать вывод о том, что в Древнем Риме государство являлось одним из видов юридических лиц. Выдающийся итальянский романист Чезаре Санфилиппо писал, что само государство, называемое populous Romanus, составляет группу юридических лиц, образованных на коллективной основе.

Современная цивилистическая доктрина демонстрирует качественно новый подход к пониманию государства как субъекта гражданского права, в отличие от советской гражданско-правовой науки. В советское время государство преподносилось как единый субъект, а государственная собственность рассматривалась как единый имущественный комплекс.

На сегодняшний день государство предстает перед нами как многоликий субъект, что вытекает из федеративного устройства нашей страны и наделением правовым статусом органов местного самоуправления. Ныне действующий ГК РФ существенным образом изменил круг потенциальных наследников, однако, государство, по прежнему в нем упоминается как возможный наследник не только по завещанию, но даже и по закону – в случае наследования выморочного имущества.

Интересно
Как показывает история развития отечественного наследственного права, государство иногда играло ведущую роль в наследственных отношениях, оставляя в стороне граждан. Например, после принятия Декрета от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» государство получило статус основного «наследника» (получателя наследственного имущества).

Ведущая роль государства в наследственных правоотношениях продолжала сохраняться и в период действия ГК РСФСР 1922 г. Так, государство ограничивало права наследников, определив размер их наследственной доли в пределах 10000 рублей. Вместе с тем, допускался переход к государству выморочного наследства, законодатель стремился обеспечить такой переход, ограничив круг законных наследников и запретив адресный отказ от наследства.

Подобные правила были направлены на поддержание ведущей роли государства как приобретателя выморочного наследства. В ГК РСФСР 1964 г. исчерпывающим образом указывались случаи наследования государством, а термин « выморочное имущество» вовсе не применялся. В ст. 552 ГК РСФСР 1964г., речь шла о переходе наследства к государству».

На сегодняшний день, на первый план поставлено наследование по завещанию, в соответствии с Конституцией РФ государство выступает гарантом наследования. За счет увеличения числа очередей наследников по закону случаи наследования государством выморочного наследства минимизированы. Что касается наследования публично-правовыми образованиями по закону, то в литературе обычно упоминается наследование государством выморочного имущества.

Кроме того, некоторые авторы даже предлагают относить публично правовые образования к числу наследников условной «девятой очереди». Вместе с тем, наследование государством выморочного имущества отличается от обычного наследования по закону и обладает некоторыми особенностями:

  • переход выморочного имущества к государству закреплен императивно, и от государства не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства;
  • государство не вправе отказаться от унаследованного имущества;
  • для определения порядка наследования и учета выморочного имущества предусмотрено принятие специального закона.

В связи со сказанным можно предположить, что выморочное наследство переходит к публичным образованиям за рамками двух общих оснований наследования (ст. 1111 ГК) и представляет собой самостоятельное особое (резервное, экстраординарное) основание определения судьбы имущества умершего. Данный вывод подтверждается следующим.

В отличие от граждан – законных наследников публичные образования de lege lata приобретают выморочное наследство в порядке наследования по закону (п. 2, 3 ст. 1151 ГК), при этом они не относятся ни к какой очереди наследников по закону (не образуют самостоятельной очереди, хотя бы и последней – девятой) и, находясь за списком «очередников», являются «послеочередниками» (ср. абз. 1 п. 1 ст. 1141 и ст. 1151 ГК). Поскольку публичные образования не наследуют наряду с законными наследниками, не действует принцип равного долевого наследования (п. 2 ст. 1141 ГК).

Со своей стороны отметим, что в п. 2 ст. 1151 ГК РФ законодатель более точен и устанавливает, что «выморочное имущество переходит к Российской Федерации в порядке наследования по закону». Более верной нам представляется позиция, что государство является особым наследником по закону, не входящим ни в одну из очередей наследования и наделенным особым статусом.

Понятие выморочного наследства известно не только российскому правопорядку, но и правопорядку большинства зарубежных стран. Понятие о выморочном имуществе зародилось еще в Древнем Риме. Так, в римском праве различали лежачее наследство, которое «не имеет наследника, а находится в ожидании его появления» и ничейное наследство, которое «не имеет наследника и не ждет его».

Первоначально лежачее наследство рассматривалось как совокупность вещей, который не имеют хозяина. В этой связи вполне допустимым было приобретение права на наследство путем его захвата или в силу истечения давностного срока. Однако, на приобретателя ложились долги умершего вместе с приобретенным имуществом.

Позднее, подобные правила были упразднены. Выморочным считалось именно ничейное наследство. При этом было установлено следующее правило: если на призвание к наследованию никто не откликается, то претор приказывал продать имущество, чтобы расплатиться с кредиторами (Гай. 3.78). Согласно законам Августа о выморочном имуществе свободное наследство поступало в общественную казну)

Сегодня институт выморочного наследства несет большую социально-правовую нагрузку, так как позволяет преодолеть состояние бесхозяйности наследства. Ключевое значение имеет вопрос о том, на каком основании, то есть титуле государство получает выморочное наследство. В мировом правопорядке существует две системы такого перехода: система наследования и система оккупации (захвата). В зависимости от того, какая система применяется в той или иной стране, будут применяться конкретные правовые последствия перехода выморочного наследства к государству.

Интересно
Помимо легального, существуют и доктринальные определения выморочного имущества. Одни авторы делаю акцент на отсутствии наследников у выморочного наследства. Другие авторы конкретизирует данный тезис, указывая на отсутствие наследников как по завещанию, так и по закону. По нашему мнению, содержащиеся в цивилистической литературе определения выморочного имущества в обобщенном виде воспроизводят законодательно закрепленные правила.

Что касается наследования по закону выморочного имущества, то требует своего уяснения вопрос о потенциальных наследниках по отношению к таковому. Здесь ситуация неоднократно менялась. Изначально в качестве единственного наследника выморочного наследства упоминалась РФ. Позднее законодатель конкретизировал этот вопрос, определив в качестве потенциальных наследников выморочного имущества РФ и муниципалитеты. И уже в 2013 году в числе наследников выморочного имущества из числа муниципалитетов стали упоминаться поселения (городские и сельские), муниципальные район, а также городской округ.

Как известно, круг публично-правовых образований широк. Вопрос о том, конкретно кто из них будет наследовать выморочные вещи, должен решаться исходя из состава наследственной массы. Если в составе наследства есть такие объекты недвижимости, как жилое помещение, или земельный участок, в том числе и здания (сооружения), расположенные на нем, то наследовать такие выморочные вещи будут муниципальные образования или же города федерального значения.

Сказанное относится и к долям в праве собственности на указанные объекты недвижимости. Важно: унаследованное публично-правовым образованием выморочное жилье подлежит передаче в фонд социального назначения. Все остальное недвижимое наследство переходит в собственность РФ. Таким образом, субъекты РФ и муниципальные образования наследуют выморочное имущество, только если в его составе есть жилые помещения, земельные участки. Споры о том, является ли наследственное имущество выморочным и в какой части, рассматриваются в судебном порядке.

Другое важное положение, закрепленное п.3. ст.1151 ГК РФ посвящено необходимости принятия специального закона. Здесь же обозначены вопросы, которые должны найти отражение в будущем законе: порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации и в собственность муниципальных образований.

В качестве конкретизации данных законоположений учеными отмечается, что в этом законе, помимо всего прочего, также следует установить, какой федеральный орган должен принимать в свое владение вещи, входящие в выморочное имущество, какой из них должен оплачивать долги наследодателя, и др.

На сегодняшний день весьма актуальным представляется вопрос о том, в лице каких именно государственных органов выступает государство в отношениях по наследованию выморочного имущества. Законодательная база на этот счет весьма несовершенна, и позволяет утверждать, что одновременно несколько государственных органов наделены функциями в сфере наследования выморочного имущества.

Речь идет о налоговых органах и Росимуществе. Тот факт, что выморочное наследство переходит к государству как бы автоматически, независимо от его воли, не исключает, однако обратимости этого процесса, его поворота. Например, если суд отменяет решение о юридической смерти лица, то основание открытия наследства отпадает, что ведет к повороту выморочности такого имущества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)