Направления современных исследований в социокультурной сфере

Прикладная культурология располагает богатой исследовательской базой данных о процессе развития социокультурной деятельности человека.

Предметная область исследований включает:

  • закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных процессов на разных уровнях общенациональном − в рамках государственной культурной политики;
  • региональном − в деятельности территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга;
  • на уровне социально-культурной общности − в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений.

Социокультурная деятельность может быть объектом анализа с позиции ее ценностей, целей, функций; предметом практического овладения − в форме освоения различных социально-культурных технологий (режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и др.).

Таким образом, регулируются процессы и явления, характерные для культуры общества в целом, культурная жизнь конкретной области, различные социально-культурные субъекты объединения, организации, учреждения.

Цель регулирования: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

В современный период выделяют следующие направления исследований социокультурной деятельности:

  • история социокультурной деятельности (изучение советского периода организации социокультурной деятельности, становление новых типов предприятий культуры и туризма, особенности развития социокультурной деятельности в сельской местности; основные направления развития социокультурной деятельности в досоветский период, в средние века, в период правления Петра I и т.д.);
  • технология организации социокультурной деятельности (изучение методики организации социокультурной деятельности в различных группах населения, современные формы этой методики и т.д.);
  • организация самодеятельного творчества (изучение организации художественного творчества, технической самодеятельности, прикладного творчества, естественнонаучного самодеятельного творчества, клубных формирований);
  • проблемы управления социокультурной деятельностью в условиях плановой и рыночной экономики;
  • перспективы развития социокультурной деятельности (разработка методов целевого программирования в сфере социокультурной деятельности);
  • теоретические проблемы в социокультурной деятельности − формирование профессиональной терминологии, определение принципов и функции социокультурной деятельности.

Актуальными вопросами исследований являются:

  • теория и практика организации культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • культуроохранные, мультимедийные технологии социокультурной деятельности;
  • организация и культура досуга молодежи;
  • понятийно-терминологическая система социокультурной деятельности;
  • социокультурные аспекты генезиса и развития народного досуга;
  • социально-культурные основы образовательного потенциала традиционной народной культуры;
  • организационные процессы в социокультурной сфере;
  • методика организации социокультурной деятельности;
  • организация проведения культурно-досуговой работы в семье;
  • инновационная культуро-творческая деятельность педагогов образовательных организаций в социализации детей и молодежи;
  • социально-культурное партнерство;
  • социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации;
    свободное время и развитие социокультурной деятельности;
  • методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности и мн. др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)