Направления и объекты государственного финансового регулирования
Из определения финансового регулирования можно вывести основные его направления и соответствующие им объекты. Нередко одной из причин экономического кризиса является перепроизводство в одной или нескольких отраслях. Поэтому государственное финансовое регулирование направлено на предотвращение возникающих при этом диспропорций.
В условиях же возникшего кризиса с помощью финансовых методов государство обеспечивает выход из кризиса или смягчение его последствий. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является создание новых высокотехнологичных отраслей экономики или обеспечение их опережающего развития.
Именно государство, — считает У. Ростоу, — должно стимулировать НТП, взяв на себя в особенности заботу об организации фундаментальных исследований, улучшении системы образования, профессионального переобучения, по осуществлению экспериментальных, наиболее рискованных в коммерческом отношении проектов и т.п.
Следовательно, основными объектами финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура (рис. 7.2).
Финансовое регулирование отраслевых пропорций характерно практически для всех стран мира. Чтобы избежать нарушения конкуренции, правительства разных стран воз- действуют не на отдельные организации или предпринимателей, а на отрасль или группу отраслей, создавая равные условия для тех, кто занимается данным видом деятельности.
Между тем существует точка зрения, при которой следует поддерживать не отрасли, а соответствующие институты: малый бизнес, крупные корпорации, создавать институты развития, которые обеспечат толчок для развития всей экономики. В отдельно взятые периоды и в отдельно взятой стране созданный государством институт развития может дать импульс к развитию всей экономики (например, известно, какую роль для подъема экономики во второй половине XX в. сыграли государственные банки развития Японии), но большинство стран не отказываются от регулирования именно отраслевых пропорций.
Не отрицая необходимости государственной финансовой поддержки малого бизнеса, необходимо признать, что российская практика такой поддержки демонстрирует аккумулирование большей части льгот для малого бизнеса в торговле (отрасли, которая при существующем уровне инфляции и без дополнительной поддержки имеет преимущественные условия). При этом ожидаемого быстрого развития наукоемких производств, деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг даже в условиях специальных целевых программ не происходит.
Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (так называемое выравнивание территорий) важно для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале от- дельных регионов.
Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; южные районы и территории, находящиеся за Полярным кругом, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.д. В Российской Федерации дифференциация экономического потенциала различных регионов, численности населения, климатических условий также требует выравнивания территориальных пропорций.
Важным условием социальной стабильности является широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике: снижается уровень мотивации к труду, следствием чего является снижение квалификации трудовых ресурсов и производительности труда.
- Потенциал развития финансовых услуг на рынке международного факторинга
- Рентабельность факторинговых операций банка
- Расчет себестоимости факторинговых услуг
- Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации
- Правовое регулирование факторинговых операций в коммерческих банках
- Система управления рисками при осуществлении факторинговых операций
- Риски в факторинговой деятельности
- Организация факторингового бизнеса
- Основные этапы развития факторинга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу