Мозговая организация речи

Современные представления о мозговой организации речевой функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими.

В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет ди­намическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны.

Только совокупность всех рече­вых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, од­нако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные от­делы мозга.

Внутренняя речь. Мозговые механизмы внутренней речи от­носятся к числу проблем, не изученных к настоящему времени.

Не вызывает сомнений, что она осуществляется за счет интегративной работы мозга, однако доминантную роль в ее организа­ции играют лобные доли.

Это обусловлено тем, что внутренняя речь содержит программу любого высказывания, а функция программирования вообще принадлежит лобному отделу мозга.

Очевидно и то, что в возникновении внутриречевого замысла принципиально важное значение имеет «глубина» мозга, обес­печивающая интенцию и мотивацию внешней речи Роль ви­сочных, теменных и затылочных долей в мозговых механизмах внутренней речи не вполне ясна.

Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что внутренняя речь предельно свернута акустически (внутреннее звучание слов), можно думать, что ле­вая височная доля (слуховая, речевая кора) задействована незна­чительно.

Относительно теменно-премоторной коры (внутрен­них артикуляционных опор будущего высказывания) также не имеется каких-либо определенных данных. То же самое отно­сится к затылочным отделам коры мозга, ответственным за зри­тельные образы и символы, «стоящие за словом».

Внешняя речь. Мозговые механизмы внешней речи следует рассматривать дифференцированно, так как они относятся к разным уровням (одни — к гностико-праксическому, другие — к языковому) и разным модальностям.

Импрессивная речь (восприятие речи) осуществляется пре­имущественно за счет левой височной коры. При этом первич­ные поля этой области, являясь корковым концом слухового анализатора, обеспечивают (совместно с первичными полями правой височной доли) физический слух.

За счет вторичных по­лей приобретается и используется в дальнейшем функция рече­вого слухового гнозиса, т.е. способность узнавать (различать) речевые сигналы.

Благодаря деятельности коры на уровне тре­тичных полей обеспечивается формирование и дальнейшее пользование фонематической системой языка. Это осуществля­ется зоной перекрытия височной, теменной и затылочной долей (ТРО). Она ответственна также за понимание сложных логи­ко-грамматических оборотов речи.

Экспрессивная речь, также, как и импрессивная, реализуется за счет разных уровней мозга. На гностико-праксическом уровне осуществляется артикуляционный праксис: афферентный (кинестетический) связан с функционированием нижнетеменной (постцентральной) зоной, эфферентный (кинетический) артику­ляционный праксис обеспечивается премоторной корой мозга

На символическом (языковом) уровне мозговые механизмы речи актуальны для фонологической (фонематической) системы языка, а также для лексической и синтаксической системы.

В рамках лексической системы языка основным видом речевой деятельности является называние — функция, которая осуществ­ляется преимущественно третичной (височно-затылочной) зо­ной слева (по Е.П. Кок).

Мозговая организация синтаксической системы языка (фразовой речи) имеет наиболее сложную разно­уровневую структуру. На уровне глубинного («ядерного») син­таксиса основную роль играют лобные доли мозга.

Ядерная син­таксическая структура фразы — это, по «существу», ее предельно свернутая программа. Она отличается высокой степенью логич­ности и, следовательно, близка к мыслительной деятельности в целом.

Поверхностная синтаксическая структура фразы представля­ет собой «разворот» ее ядерной части. Она осуществляется пре­имущественно за счет задне-лобных отделов левого полушария, где «хранятся» типовые модели фраз, а также за счет теменных долей мозга, ответственных за морфологические языковые опе­рации.

Овладение и дальнейшее пользование функциями чтения и письма зависит, в основном, от взаимодействия височной и за­тылочной областей мозга, т.к. они требуют выработки ассоци­ативной связи «фонема-графема».

Как отмечалось ранее, реали­зация фонемы — функция височной (слуховой) коры, а графемы — зрительной (затылочной) коры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)