Мотивационно-потребностная сфера

В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьни­ков характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременно­стью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей.

Этим детям свойственна «ко­роткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их

К выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпыва­ются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными по­буждениями.

При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отста­лых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называе­мое «психическое насыщение» (И. М. Соловьев).

У учеников старших классов специальной школы мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью.

Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показыва­ют, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания.

Вместе с тем необходимо знать, что побуждать учеников специальной (кор­рекционной) школы VIII вида к деятельности мотивами общественного харак­тера можно лишь после подготовительной работы, имеющей целью формиро­вать более далекие мотивы. Такое направленное воздействие оказывает поло­жительно. влияние на развитие познавательных процессов и более сложны форм поведения.

Для успешной адаптации умственно отсталого в окружающем его обще­стве большое значение имеет наличие у него коллективистских мотивов дея­тельности, которые формируются особенно трудно и длительно. Такие мотивы у учеников средних классов характеризуются нестойкостью и недостаточной осознанностью.

Дети действуют преимущественно под влиянием группы, лидера. По мере обучения и развития умственно отсталых школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными, действенными. Изменяется и усложняется характер мотивации их поступков.

Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.

В процессе обучения в школе у умственно отсталых учеников складывают­ся определенные отношения друг с другом. Мотивы, побуждающие учащихся младших классов отдавать предпочтение или отрицательно относиться к своим сверстникам, в основном строятся на оценке, которую дает детям учитель.

В средних классах для некоторых школьников мотивами выбора товарища яв­ляются или привлекательные черты его характера («смелый», «веселый»), или ситуационный фактор («живем рядом»). Отрицательное отношение чаще всего мотивируется наличием у одноклассника таких черт, как грубость, злобность, драчливость и т. д.

У старшеклассников мотивы выбора товарища представлены более диф­ференцированно и определенно. Учащиеся высоко ценят такие качества сверстников, как смелость, стремление прийти на помощь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)