Морское пиратство ХХ1 века

Переход человечества в XXI в., оказывается, нисколько не означает, что оно избавилось от старых проблем. Один их таких древних пороков – пиратство, возникшее, по всей видимости, с самым началом освоения человеком Мирового океана, – мы благополучно взяли с собой в новую эпоху.

В наш век компьютеров и лазеров морское плавание остается не менее опасным, чем много столетий назад.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определение пиратства дано в ст. 101: пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями в открытом море, а также любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна (включая летательные аппараты) для пиратских действий или подстрекательства к подобным действиям.

Их результатами могут быть убийства, ранения, взятие в плен людей, захват груза и ценностей, нанесение ущерба или потопление судна.

В русском тексте Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101) пиратство определяется как морской грабеж, что, по мнению И.В.Лукшина, связано с неверным переводом с английского языка слова “Robbery”, по-русски означающего и грабеж, и разбой.

Разбой – это действие, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасное для жизни и здоровья лиц, подвергающихся нападению, в то время как грабеж – это действие, которое может совершаться без насилия либо с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Таким образом, пиратство представляет собой не морской грабеж, а морской разбой.

Более точным является определение пиратства, данное в “Ежегодном докладе о пиратстве и вооруженных нападениях на суда” 2001 г. Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро.

Согласно этому определению пиратство – это акт высадки на борт судна с намерением совершения ограбления или другого преступления и с намерением использовать или возможностью применения силы. Данное определение применимо ко всем районам и даже судам, находящимся в порту.

Современные пиратские группы можно разделить на три категории.

  1. Небольшие группы, которые просто грабят экипажи и уходят. Такое обычно происходит когда судно стоит на якоре или в порту.
  2. Пираты, которые грабят экипажи и крадут груз, в количестве умещающемся на их лодки.
  3. Этот тип пиратов забирает судно, меняет флаг, меняет регистрацию, название, перекрашивает и продает, или оставляет для своих целей.

Кроме того, различают экономическое пиратство против судоходства; политически мотивированное (терроризм); “яхтное”, например в Гонконге; а также другое (например, по отношению к беженцам в 70-80-х годах из Вьетнама через Таиландский залив).

Морское пиратство – казалось бы, уже давно забытое – возродилось в середине 70-х годов и проявляется в организации нелегальных перевозок наркотиков из Южной и Центральной Америки в США на яхтах или рыболовных судах, которые преступники захватывают в открытом море или в порту, уничтожая их владельцев и экипажи.

Пиратство также распространено в узких судоходных каналах. Тысячи выходцев из Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки не упускают возможность поживиться находящимися на борту кораблей ценностями и грузами, пользуясь тем, что суда стоят на якоре или идут на малой скорости.

Вооруженные пираты, передвигающиеся на быстроходных катерах, открывают огонь по судам, грабят их и берут экипаж в заложники.

География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережье Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Самыми “пиратскими” являются побережье Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг-Макао-Китай).

Особо выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион, где в 1990-х годах произошло более 2/3 актов пиратства в мире.

Большинство актов происходит в районах международных проливов – Малаккского и Сингапурского (ежегодно здесь проходит более 30 тыс. или ежедневно от 200 до 600 судов, около половины из них – танкеры), в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура.

Также значительное число нападений на суда осуществляется в районах спорной юрисдикции, в особенности в Южно-Китайском море. Данное обстоятельство значительно осложняет борьбу с пиратством. Четверть всех нападений произошли в территориальных водах Индонезии.

Бангладеш занимает второе место по опасности для судов – 15 нападений, далее идет Малакский пролив – 14 нападений, в Малайзии и Индии произошло по 13 нападений, а в Нигерии совершено “всего” 6 нападений.

Основными причинами распространения пиратства на юго-востоке Азии можно назвать политические, социальные и экономические неурядицы в Индонезии, которые привели к ухудшению патрулирования морских путей.

Помимо прямого захвата и грабежа судов в море, якорных стоянках и даже в портах существует и новое проявление пиратства – похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз (так называемые “фантомные суда”).

После продажи груза совершенно в другом месте, нежели порт назначения, “фантомное” судно, как правило, заново перекрашивается, переименовывается и перерегистрируется под другим флагом.
Нападению подвергаются практически все виды судов – от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт.

В период с 15 июня 1998 г. по 15 июня 1999 г., например, 25% таких судов составляли танкеры, 23% – сухогрузы, 16% – рыболовные суда, 13% – балкеры, 11% – контейнеровозы и 12% – яхты и другие небольшие суда.

Отмечается возрастающая жестокость пиратов и соответствующий рост числа погибших. Так, если в 1994 г. не погиб ни один член экипажа потерпевших судов, то в 1995 и 1996 гг. уже по 26, а в 1997 г. – 51 человек.

Пиратство также распространено в узких судоходных каналах. Тысячи выходцев из Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки не упускают возможность поживиться находящимися на борту кораблей ценностями и грузами, пользуясь тем, что суда стоят на якоре или идут на малой скорости.

Сейчас этот вид преступлений пошел на спад.

Есть версия, что пиратство в Юго-Восточной Азии контролируется организованными преступными группами, связанными с вооруженными силами. Криминологи склоняются к выводу, что одновременные пиратские нападения в разных частях мира вовсе не случайны, их следы тянутся к одному центру.

Пираты активизируют свою деятельность – количество пиратских нападений в мире постепенно увеличивается. Так, если в 1991 г. их было зарегистрировано 107, то в 1995 г. – 188, в 1996 г. – 224, в 1997 г. – 229.

Согласно докладу Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро, в 1999 г. в мире зарегистрировано 300 случаев пиратства, что в 3 раза больше, чем в 1991 г. В 2000 г. отмечалось уже 469 случаев, что на 56% больше, чем в 1999 г.

В 2001 г. произошло 263 случая нападений на суда в мире. Только в начале 2003 г. во всем мире зафиксировано 103 пиратских нападений, тогда как в 2002 г. за тот же период их было 87.

Согласно отчетам IMB за период с 1991-2001, полный захват и ограбление судов значительно увеличилось, а долларовый объем имущества таким образом захваченного вырос более, чем в 16 раз.

По данным Центра пиратства Международного морского бюро, расположенного в Малайзии, количество случаев морского пиратства с 1994 г. выросло более чем в два раза, составив от 200 до 300 случаев в год в течение последних пяти лет, против менее чем 100 случаев в период с 1990 по 1994 гг.

Однако эти данные преуменьшают степень проблемы, поскольку большинство нападений остается неизвестным. В частности инциденты, касающиеся прибрежных рыбаков и развлекательных судов, характеризуются высокой степенью латентности.

По оценкам специалистов, становится известно только о каждом третьем случае. В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений, что на 56% больше, чем в 1999 г.и в 4 раза превосходит уровень 1991 г.

Наибольшее их число отмечемо в Малаккском проливе. За первые 10 мес 2000 г. в Малаккском проливе было совершено 58 нападений пиратов, в то время как в 1999 г. – лишь 5. В 2000 г. зарегистрировано 469 случаев пиратских нападений в мире – рекордное число за последние 10 лет.

При этом погибли 72 моряка, в 1999 г. их было только 3. В конце 2000 г. Япония и Малайзия впервые провели совместное учение по борьбе с пиратством в Малаккском проливе.

Личный состав пограничной службы США оказывает помошь морской пограничной службе стран Юга-Восточной Азии в борьбе против пиратов. В Аламеда (штат Калифорния) действует специальный отряд по борьбе с пиратством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)