Многообразие определений культуры

Понятие культуры очень непростое и неоднозначное. Более того, до сих пор нет единого, удовлетворяющего всех понятия культуры.

Существует огромное количество, до 250 различных определений культуры, ибо разные авторы пытаются положить в основу этого явления разные элементы культуры: кто говорит о материальных объектах культуры, кто о способах мышления, кто о высоком искусстве. А потому выработать единое, всех устраивающее определение очень непросто.

У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что слово «культура» имеет латинские корни. И первоначально (в Древнем Риме) понятие «культура» означало «возделывание почвы», «ее улучшение», т.е. касалось лишь земледельческого труда.

Правда, тогда же, в I в. до н.э., римский мыслитель Цицерон употребил это понятие в более широком смысле. В своих письмах он писал о том, что дух, разум надо возделывать так же, как крестьянин возделывает почву.

Другими словами, начиная с Цицерона, термин «культура» стал синонимом понятий «просвещенность», «образованность», «воспитанность», которые, правда, всегда считались уделом аристократов, а не простого народа.

Лишь в период после буржуазных революций в Европе, XVIII-XIX вв., слово культура стало употребляться в широком смысле: стали говорить о крестьянской культуре, о ремесленной культуре, о дворянской культуре и т.д.

Поэтому в современном значении культура – это весь созданный человеком мир вещей, предметов, духовных произведений и т.д., все то, что не дано природой, все то, что создано человеком.

Однако это определение не достаточно удачное. Кто-то из него может сделать вывод, что культура – это все то, что создано человеком и не дано в готовом виде природой, но как быть, если что-то взято из природы и переработано человеком (например, палка-копалка). Ведь, в музеях она лежит как памятник культуры.

Может быть, подчеркивать, что культура – это все то, что создано человеком сознательно, ибо в культуре нет ничего генетического. Это правильно. Но один сознательно рассаживает цветы возле своего дома, а другой сознательно создает помойку. Будет ли помойка явлением культуры? Ведь ее можно обсадить деревьями, украсить, облагородить. Получается, что помойка тоже может быть явлением культуры, и что грани на самом деле нет.

Однако пример, который явно выявляет грань, указывающую на то, что все же не любая человеческая и сознательная деятельность должна считаться культурной: применение ядерной бомбы, которая разрушит и самого человека, и его культуру или даже убийство другого человека, сознательно совершенное бандитом, убийцей – разве они могут считаться культурными явлениями, хотя совершенны человеком сознательно.

Интересно
Опять же, если об этих явлениях говорить как о другой культуре, не понятной и не принимаемой большинством людей, тогда с ней нельзя бороться, ее надо просто принимать как иную, не похожую на вашу культуру. А с убийствами придется смириться, ибо они станут просто проявлениями другой культуры.

Поэтому культурой должна быть признана сознательная человеческая деятельность в любых ее проявлениях, но обязательно способствующая развитию человека, несущая положительный стимул, нацеленная на пользу человеку и добро.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)