Образование социальных институтов, их изменение и исчезновение

Социальные институты помогли человеку перейти, как говорится, от естественного состояния к гражданскому, превратиться в социальное, гражданское существо.

Вспомним, что по теории «общественного договора», которая активно развивалась в XVIII в., человек изначально (т.е. в период до государственного состояния) был ничем и никем не ограничен, он пребывал в «естественном состоянии», т.е. был просто существом, биологическим человеком.

Государство сделало из него гражданина – состояние, которого прежде не было. Гражданином он становится, живя в государственном образовании и подчиняясь законам и правилам общественного устройства, когда его действия регулируются законом, а не только природой и моралью.

Стоит подчеркнуть, что социальные институты оказались важны не только и не столько для отдельного человека, сколько для социальных человеческих групп, для общества в целом. Социальные институты цементируют социальную жизнь, «связывают» людей.

Например, институт семьи. Он важен для отдельного человека, но ещё в большей степени в нем заинтересовано общество (ибо, в сущности, отдельные люди и без семьи могут рожать и воспитывать детей). Социальные институты соединяют людей в общество, являются связующим, цементирующим элементом.

Но социальные институты, возникнув, никогда не оставались без изменений, они менялись во времени, в истории. Но когда менялись социальные институты, по сути, менялась сама жизнь людей, изменялись условия их существования.

Это касается даже такого социального института, который долгое время считался неизменяемым, как семьи.

Интересно
Так, первобытная семья была полигамной, потом возникла моногамия (и государство). Длительный период семья держалась на патриархальной форме, а теперь создаются эгалитарные формы семьи (вместе с ней происходит переход к демократии, изменяется правовая, нравственная и другие стороны существования семьи и человека).

Другой пример изменений социального института и влияние этих процессов на общество – роль института крепостного права, который изжил себя лишь тогда, когда труд крепостных крестьян стал экономически невыгодным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодалов-землевладельцев.

Только к этому времени в обществе сформировались представления о том, что люди равны перед богом, что крепостничество позорно и для господ, и для крепостных крестьян.

Зарождение и гибель социального института можно хорошо просмотреть на примере института дворянских дуэлей чести.

Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII вв. Видимо, правовые институты общества были еще слабы и дворянство более доверяло институту дуэлей.

Этот институт возник для того, чтобы охранять честь дворянина и упорядочивал отношения между представителями этого социального слоя.

Это был действительно социальный институт, где разные люди выполняли разные функции в нем. Так, были должности главного распорядителя, секундантов, медиков, обслуживающего персонала.

Институт дуэлей предусматривал жесткие нормы защиты чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был либо принять вызов, либо уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия.

Но постепенно эта система стала отмирать и появляются не только новые этические нормы: зачем защищать дворянскую честь с оружием в руках, если есть судебная система?

В итоге дуэли стали превращаться в спонтанные ссоры и разборки. Таким образом, социальные институты менялись исторически, менялись их формы.

Иногда происходил отказ от определенного социального института, если он грозил духовному вырождению человечеству (например, рабство) или был экономически невыгоден (так исчез огромный социальный слой трубочистов в Европе и поддерживаемый ими социальный институт).

Жизнь социального института сильно зависит от степени доверия к нему общества, людей. Большинство диктаторских режимов были отвергнуты обществом, созревшим для новых более демократических форм жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)