Мировые судьи. Федеральные суды общей юрисдикции

Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями Уголовного кодекса РФ), гражданские (о различного рода спорах имущественного и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями) и административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Организация деятельности судов общей юрисдикции регламентируется целым рядом нормативных правовых актов, наиболее значимыми из которых являются Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 23 июя 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ
«О мировых судьях Российской Федерации».

Мировые судьи. Мировой суд как элемент системы общих судов был учрежден в 1998 г. с принятием ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации», но он существовал в России и ранее. Впервые в нашей стране он появился в результате судебных реформ Александра II. Создание мировых судей было связано со стремлением снизить нагрузку районных судов и поддержать идею самостоятельности субъектов РФ.

Особенности положения мировых судей суть следующие:

  • порядок наделения полномочиями мировых судей определяется законами субъектов РФ, в рамках, установленных федеральными законами;
  • в отличие от судей федеральных судов общей юрисдикции срок полномочий мировых судей ограничен как федеральным, так и региональным законодателем;
  • финансирование деятельности мировых судей осуществляется как из федерального бюджета (денежное содержание самого мирового судьи), так и из регионального (денежное содержание помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка, содержание помещений, в которых мировые судьи отправляют правосудие и др.).

На гарантиях статуса мировых судей эти особенности не сказываются. Вынесенные ими судебные акты так же обязательны, как и решения иных судов общей юрисдикции. Особенностью организации деятельности мировых судей является их функционирование в пределах судебных участков, количество которых на территории субъекта РФ определяется федеральным законом. Судебный участок создается исходя из численности его населения от 15 до 23 тыс. человек. Границы судебных участков определяются законами субъектов РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным законом субъекта РФ. Например, в Москве мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Мировые судьи рассматривают отнесенные к их компетенции гражданские (из семейно-правовых отношений, о выдаче судебного приказа, имущественные споры на сумму не более 50 тыс. руб. и др. – ст. 23 ГПК РФ), уголовные (если наказание не превышает 3 лет лишения свободы – ч. 1 ст. 31 УПК РФ) и административные дела (нарушения правил дорожного движения и др. – ст. 23.1 КоАП РФ и законы субъектов РФ).

Районные суды. Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды (допускается и иное их наименование – городские суды, межмуниципальные суды и др.). Всего их начисляется около 2,5 тыс. Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу большинство гражданских и уголовных дел, а также многие дела об административных правонарушениях.

Они также принимают решения по значительному кругу вопросов, возникающих в связи с подготовкой материалов гражданских или уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, о заключении под стражу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, продлении срока такого заключения, производстве обыска в жилом помещении, наложении ареста на имущество и т.д.).

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, – на территорию одного района в городе, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.

Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда второй (апелляционной) инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и решений мировых судей. Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела рассматриваются судьей единолично.

Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории РФ всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Верховные суды субъектов Федерации. Верховные суды субъектов федерации являются средним звеном судов общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ. На них возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций.

В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые возможно применение самых строгих мер наказания (лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу ограниченный круг дел, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и ответственностью принимаемых решений.

Значительный объем работы судов такого рода – разбирательство дел по второй (апелляционной) инстанции. Его суть заключается в проверке законности и обоснованности приговоров и иных решений районных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.

В качестве третьей (кассационной) инстанции областные суды рассматривают кассационные жалобы на апелляционные определения своих судебных коллегий. Только судьями судебной коллегии по уголовным делам областного суда могут рассматриваться дела с участием присяжных заседателей.

Военные суды. Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции, звеньями которой является гарнизонные военные суды (основное звено), окружные (флотские) военные суды военных округов (флотов) и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования. Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных.

Как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур. Несмотря на создание военных судов в местах дислокации воинских частей, какое-либо вмешательство в их деятельность со стороны военного командования является недопустимым.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. К полномочиям Военной коллегии как высшего военного суда отнесены дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Также в пределах своих полномочий Военная коллегия рассматривает апелляционные и кассационные жалобы на решения военных судов. В то же время, как и для иных судов общей юрисдикции, высшей инстанцией по делам, рассматриваемым военными судами, является Президиум Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также арбитражных судов. Верховный Суд РФ также дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела) и второй (кассационной) инстанции, а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу в порядке надзора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы или судьями в случае заявления этими лицами ходатайства о том, чтобы их дело рассмотрел данный Суд.

Из числа гражданских дел по первой инстанции ему подсудны дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;
  • об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции.

В качестве кассационной (второй) инстанции Верховный Суд РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществляемая им проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции.

Важное полномочие Верховного Суда РФ – дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и обязательны не только для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснения.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др. Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции, Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих, Судебная коллегия по экономическим спорам).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)