Межпредметные и внутрикурсовые связи

Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход.

В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики,этики, а также права.

В другом случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть именно в глубь важных правовых вопросов юриспруденции. Общеизвестно, что в системе школьного образования мы не готовим профессионалов в области права, а потому задача учителя заключается в том, чтобы системой грамотных методических приемов обучить ребенка важным умениям правильного поведения в правовой сфере, соприкоснувшись с основами отдельных наук.

Обучение современного школьника в образовательном учреждении носит системный характер, а это значит, что выстраивание различных учебных курсов, которые предлагаются ребятам для изучения, должно осуществляться логично, при наличии определенной взаимосвязи друг с другом.

Межпредметные связи в правовом обучении понимаются как:

  • установление взаимосвязей по содержательным аспектам разных учебных курсов (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами);
  • проведение взаимосогласованных форм учебной работы;
  • установление преемственности в формировании умений и навыков деятельности.

Являясь продуктом духовной сферы человеческой деятельности, право с давних времен выполняло важную функцию регулирования общественных отношений, пронизывая своим влиянием многочисленные области человеческой жизни. Уже этот факт дает достаточно.

Веские основания для организации многочисленных форм установления межпредметных связей. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим учебным предметам гуманитарного цикла: таким как история, биология, экономика.

Интересно
Знания, которыми обладают ученики, следует непременно задействовать при рассмотрении новых тем правового курса. Обычно это осуществляется путем актуализации знаний, которая может быть выражена постановкой серии вопросов типа: вспомни, что представляли собой…, какие события происходили в этот период или какие исторические факты могут подтвердить твою позицию?

В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных установок на изучение  правовых вопросов. Вот пример практического осуществления межпредметных связей права и истории.

Группа обучаемых получает задание: подготовить рассказ о правовой системе России середины XIX в., вспомнить о событиях, которые потрясли мир и Россию и были связаны с убийством императора государства Александра II. Учебное занятие начинаем с описания указанных событий. Об этих исторических фактах ученики узнают из курса истории.

Желательно, чтобы рассказы ребят были представлены в красочных тонах с употреблением эпитетов. Прослушав их и актуализировав имеющиеся знания, преподаватель делит группу обучаемых на три мини-группы. Первая получает задание – в течение пяти минут подготовить сильные аргументы в защиту смертной казни тем народовольцам, которые приняли участие в убийстве императора. Вторая группа получает задание – за этот же период – подготовить три сильных контраргумента в защиту помилования этим людям.

Третья группа выступает в роли сторонников Александра III, его советников. Они должны сформулировать три главных цели, которые может поставить перед собой царь, чтобы выйти из создавшегося положения и выработать стратегию и тактику дальнейшего поведения, решив окончательно вопрос о судьбе народовольцев.

После пяти минут обсуждения по группам, их представителям предлагается защитить выработанные совместными усилиями точки зрения и обосновать свою позицию. Затем выслушивается мнение советников царя о том, чей аргумент был наиболее убедительным, какие аргументы можно улучшить. Далее высказываются «советники императора».

Для продолжения обсуждения в классе (возможно использовать прием фронтальной работы) возможно выписать на доске отдельные вопросы типа:

  • какими ценностями руководствовались революционеры, убивая царя? Могут ли эти идеи оправдать убийство?
  • могут ли быть разными нормы морали, религии, политики в одном государстве по поводу одного и того же вопроса?
  • может ли действие быть законным, но противоречащим морали?

Может ли действие быть нравственно правильным, но противозаконным? В конце обсуждения следует воспроизвести реальные исторические факты разрешения проблемы. Преподаватель с помощью обучаемых рассказывает, что Александр III не помиловал цареубийц.

Он даже не ответил на письма, написанные ему великим русским философом Соловьевым и великим русским писателем Л. Толстым, а лишь

«повелел, чтобы г. Соловьеву было сделано внушение за неуместные суждения, высказанные им в публичной лекции», а графу Толстому велел сказать «что, если б покушение было на него самого, он мог бы простить, но убийц отца он не имеет права простить».

Таким образом, обучаемые осмысливают сущность тех нравственных установок, традиций и обычаев, которые господствовали в обществе.

Подобный подход в рассмотрении многих правовых явлений жизни весьма важен для формирования целостной системы знаний будущего юриста.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)