Методы исследования функциональной асимметрии мозга

Исследование вариантов межполушарной асимметрии у здоровых людей помогает нейропсихологам (и в целом клиническим психологам) более глубоко узнать закономерности мозговой организации психических функций у здоровых лиц, точнее представить диапазон разброса различных показателей, характеризующих психические процессы.

Не следует забывать и о клиническом аспекте проблемы межполушарной асимметрии: для успешной диагностики и реабилитации больных с локальными поражениями мозга необходимо знать об индивидуальных особенностях межполушарной асимметрии у конкретного больного и их возможных перестройках вследствие развития патологического процесса и в ходе реабилитации.

Отметим, что изучение межполушарной асимметрии мозга важно и для специалистов по дифференциальной, педагогической, инженерной психологии.

Следует помнить, что чаще всего исследователи используют различные проявления (симптомы) асимметрии мозговых процессов, называя их методами исследований межполушарной асимметрии, хотя связь каждого показателя с функциональной асимметрией мозга неоднозначна.

Так, Балашова и Ковязина выделяют методы выявления асимметрий в двигательной, слуховой, зрительной, тактильной сферах, то есть по тем сенсорным модальностям, на исследование которых данные методы направлены как методы исследования межполушарной асимметрии.

Наиболее разработаны методики исследования функциональной асимметрии в двигательной сфере, наименее — в тактильной.

В работах Е. Д. Хомской и сотрудников выделяются три основные категории методов:

  • клинические методы, не требующие специальной аппаратуры и направленные на анализ моторных и сенсорных предпочтений при выполнении тех или иных поведенческих актов;
  • экспериментально-психологические методы, основанные на использовании различной аппаратуры для предъявления стимулов и/или регистрации реакций испытуемого;
  • физиологические методы, основанные на регистрации различных биоэлектрических показателей асимметрии (ЭЭГ, ЭМГ и т. д.), уже относятся непосредственно к межполушарной асимметрии.

Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).

Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые исследователи пользуются таким показателем, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные (частичные) характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

Относительно показателей первой категории теперь уже достаточно убедительно показано, что асимметрии и предпочтения, т. е. различные признаки правшества и скрытого левшества, для суждения о доминантности по речи левого полушария не является надежными и вряд ли валидными. Поскольку это важно не только для афазиологии, поиск более объективных методов продолжается.

Существуют и более современные физиологические методы, применяемые в лабораторных исследованиях.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) (Magnetic Resonance Imaging MRI) представляет собой неинвазивное (непроникающее) и безболезненное обследование, не требующее хирургического вмешательства или использования рентгеновского излучения.

Этот метод используется для картирования различных органов, в том числе и полушарий мозга. С помощью МРТ выявлены такие асимметрии, как сдвиг Яковлева (petalia — асимметричные следы на передней и затылочной части внутренней поверхности основания черепа).

Асимметрия planum temporale (PT) в верхней задней части височной доли (верхняя височная извилина, верхняя височная борозда) — значительно больше в левом полушарии у правшей и многих левшей.

Функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ) (Functional Magnetic Resonance Imaging fMRI). В отличие от МРТ, анализируются изменения нейронной активности во время когнитивных нагрузок.

Метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов мозга связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области увеличивается.

Также изменяются относительные концентрации кислорода в крови в области активации. Эти изменения и фиксируются томографом, в результате чего получаются «снимки» активности мозга.

Функциональная транскраниальная ультразвуковая допплерография (Functional Transcranial Doppler Sonography).

Одним из современных аппаратурных методов изучения функциональной асимметрии является метод транскраниальной ультразвуковой допплерографии (ФТКУЗДГ). Это сравнительно недорогой, неинвазивный и безболезненный метод оценки скорости кровотока (СК) в разных зонах мозга в ходе выполнения различных задач.

В последние десятилетия ФТКУЗДГ в сочетании с разными видами когнитивных нагрузок активно используется в исследовательских и прикладных целях для определения функциональной специализации полушарий.

Тест Вада (Test Wada) — высокоэффективный и относительно безопасный метод определения латерализации речи и памяти, применяемый при планировании нейрохирургических вмешательств.

Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, поэтому с током крови снотворное (амитал натрия) подавляет активность одного полушария.

Испытуемый лежит на спине с приподнятыми руками и считает вслух. После введения препарата в сонную артерию контралатеральная рука опускается. При попадании амитала в речевое полушарие наступает пауза, которая в зависимости от введенной дозы длится 3–5 минут.

В противоположном случае задержка речи длится всего несколько секунд и иногда появляется даже речевая расторможенность: больной говорит быстро и много.

Поочередная кратковременная инактивация полушарий головного мозга позволяет определить функциональные состояния каждого полушария и исследовать изолированную работу второго полушария.

Интересно
В 1949 г. Джун Вада впервые использовала интракаротидное введение амитала натрия для латерализации речи. В нейрохирургии этот метод используется для планирования вмешательства с наименьшим риском для больного.

Большинство вышеописанных методов выявления функциональной асимметрии полушарий применяются в клинических и лабораторных исследованиях и малопригодны для исследования больших групп здоровых испытуемых, и особенно детей. Поэтому уже многие годы применяется достаточно надежный и удобный метод дихотического прослушивания.

Дихотическое прослушивание (Dichotic Listening). Для определения доминантности полушарий по речи самым известным неинвазивным приемом является метод дихотического прослушивания, предложенный Дорин Кимурой, апробированный и модифицированный Б. С. Котик.

Тот факт, что асимметрия воспроизведения в дихотических тестах связана с доминантностью полушарий по речи, был установлен в работе Д. Кимуры. Больные, у которых латерализация речевых функций была установлена по методу Вада, прослушивали набор речевых дихотических серий — предъявлялись цифры.

Оказалось, что латеральный эффект прямо зависит от доминантности полушарий в речевых процессах: лучше узнаются и воспроизводятся слова, предъявленные в ухо, контралатеральное доминантному полушарию.

В этой методике с помощью стереомагнитофона и стереонаушников в оба уха по раздельным каналам одновременно предъявляются два набора вербальных стимулов: слова, цифры, слоги.

Таким образом испытуемый слышит одновременно два различных слова: одно правым ухом, другое левым. Они подаются сериями.

Испытуемого просят прислушиваться к обоим каналам и после каждой серии (в перерывах между сериями) устно воспроизводить в свободном порядке все, что запомнил.

По результатам воспроизведения дихотических серий вычисляется коэффициент правого уха (Кпу) по формуле:

Методы исследования функциональной асимметрии мозга

где П — общее количество правильно воспроизведенных стимулов из тех, что были предъявлены справа; Л — соответственно слева.

Б. С. Котик предложила также учитывать количество и характер ошибок и относительное превалирование правильно воспроизведенных единиц над ошибочными, которое получило название коэффициента эффективности:

Методы исследования функциональной асимметрии мозга

По меткому выражению А. Р. Лурии, Кпу, Кэ и Пр в совокупности определяют «дихотический синдром».

Качество воспроизведения как важный показатель теперь отмечается разными авторами. Так, в исследовании большой группы здоровых испытуемых (1839 человек разного пола, возраста и с разными предпочтениями в моторных функциях) было показано, что качество (точность) воспроизведения слов при дихотическом прослушивании коррелирует со степенью асимметрии — чем выше асимметрия (независимо от стороны), тем точнее воспроизведение.

Аналогичную процедуру можно проводить и с неречевыми стимулами, например с бытовыми и природными шумами. Есть также вариант нотного дихотического прослушивания.

Результаты дихотического прослушивания зависят от возраста, от индивидуальных особенностей мозговой организации слуховых функций, от стороны мозгового поражения.

Метод дихотического прослушивания — неинвазивный, удобный для широкого применения на здоровых испытуемых (включая детей) оценки латерализации переработки речевых и других слуховых стимулов и сравнения с результатами групп с патологическими изменениями функций мозга.

Так, в нейропсихиатрическом исследовании латерализации слуховых галлюцинаций (у больных шизофренией правшей) было показано, что чем выше частота галлюцинаций, тем хуже воспринимаются стимулы справа, что, по мнению исследователей, свидетельствует о проблемной переработке слухоречевых стимулов в левой височной области.

В настоящее время библиография работ на разных языках с использованием дихотического прослушивания насчитывает многие тысячи исследований научно-экспериментального и прикладного характера.

Поскольку этот метод до сих пор широко используется в различных исследованиях, исследователь Рене Вестерхаузен из Норвегии провел глубокий анализ публикаций, начиная с первых публикаций Дорин Кимуры (Kimura, 1961) до 2019 года.

Определяя факторы, которые потенциально могут влиять нарезультаты  исследований, автор предлагает основу для оценки прошлых исследований и понимания противоречий в результатах прошлых исследований.

Эти факторы:

  • характеристики стимулов (синхронизация каналов, трудность восприятия, акустические характеристики) и их предъявления (количество серий и пар в каждой серии, интервалы);
  • инструкции по отношению к воспроизведению (непосредственное или отсроченное, избирательное или свободное);
  • характеристики испытуемых, особенности языков.

Автор предлагает оптимизировать стимульный материал и процедуры тестирования, чтобы свести к минимуму возможные источники разных ошибок и повысить надежность измерений и валидность интерпретаций для будущих обзоров литературы и метаанализов.

Основные рекомендации:

  • упростить предъявление стимулов (одна пара, свободное непосредственное воспроизведение), что снизит влияние оперативной памяти;
  • максимизировать сходство акустических и других характеристик и синхронизацию пар;
  • обеспечить оптимальные характеристики процедуры тестирования;
  • количество серий — минимум 90, желательно 120 воспроизведений для каждого испытуемого.

Обычно эффект правого уха в дихотических тестах и эффект правого полуполя при восприятии тахистоскопически предъявленных речевых стимулов признается в качестве доказательства доминантности левого полушария по речи, однако тщательный анализ инструкций и стимульных характеристик позволяет добиться противоположных результатов при слуховом и зрительном предъявлении языковых задач.

Результаты fMRI подтверждают, что при использовании определенных зрительных речевых задач можно выявить активацию правого полушария.

Можно предположить, что эти зрительные и слуховые языковые задачи требуют разных когнитивных стратегий.

Особое место в современных исследованиях занимает метод ТМС, который разработан не как метод диагностики, а как метод воздействия на различные зоны мозга с целью восстановления нарушенных функций, однако не исключено наблюдение различных результатов стимуляции симметричных зон коры.

Транскраниальная магнитная стимуляция (TMC) (Transcranial Magnetic Stimulation) — метод, позволяющий неинвазивно стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов.

Исследование ингибиторных процессов мозга при помощи ТМС является возможным благодаря способности ТМС возбуждать ингибиторные нейроны коры.

Также как и транскраниальная электрическая стимуляция, ТМС иногда сопряжена с болевыми ощущениями и поэтому должна применяться с осторожностью.

Интересно
Чаще всего ТМС применяется для стимуляции моторных и сенсорных функций при нарушениях различной этиологии, а в последнее время и для стимуляции восстановления речи. Например, отмечено, что стимуляция левой нижней части лобной коры для коррекции речи при афазии даёт положительные результаты.

Метаанализ результатов исследований с применением (различных по электромагнитным показателям) ТМС для стимуляции недоминантного по речи полушария в зонах, симметричных зонам, пораженным инсультом, свидетельствует об эффективности такого подхода для стимуляции восстановительного обучения при афазии. Это еще раз демонстрирует взаимосвязь симметричных зон обоих полушарий в речевых процессах.

В рамках исследования влияния ТМС на слуховое восприятие было показано, что как при односторонней (левой или правой), так при двусторонней стимуляция слуховой коры проявляется эффект правого уха при дихотическом прослушивании.

Однако при двусторонней стимуляции Кпу усиливается, что позволяет авторам предлагать продолжение исследований для возможного применения этого метода для реабилитации слухового восприятия при восстановлении речевых нарушений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)