Международные правовые основы определения таможенной стоимости товаров

Понятие «Таможенная оценка» имеет обширное содержание и сложную двойственную структуру: экономическую и правовую. С процессом таможенной оценки сталкивается каждый участник ВЭД, поскольку она является неотъемлемой частью прохождения таможенных формальностей.

Экономическая структура таможенной оценки: таможенная стоимость является величиной, используемой в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей. Правовая структура таможенной оценки: таможенно-правовая категория, характеризующая товар как предмет публичноправовых отношений.

Мировая торговля товарами обычно осуществляется по рыночным ценам, которые формируются на товарных рынках на основе усредненных значений, отражающих общественно необходимые затраты на производство продукции.

Товаропроизводители из разных стран (национальные производители) поставляют продукцию на мировые рынки, где формируется нормальная (мировая) цена данного товара исходя из затрат и нормальной прибыли отдельных товаропроизводителей и соотношения спроса и предложения. Во внешней торговле национальные цены каждой страны сопоставляются с мировыми ценами, и, исходя из принципа состязательности, данная страна стремится обеспечить на своей территории определенные — с учетом национальных интересов — условия для конкуренции иностранных и отечественных товаров с использованием тарифных механизмов.

Но для каждой страны на основании цен мирового рынка и объема поставленных товаров формируется как бы «свой» мировой рынок для данного товара, который можно назвать внешним рынком данной страны. И таких внешних рынков может быть достаточно много (для каждого товара). Поэтому задача правительства заключается в том, чтобы сопоставлять цены внешних рынков с ценами внутренних производителей и выстраивать их отношения на внутреннем рынке с учетом национальных интересов.

Сопоставление цен внешнего рынка с ценами отечественных производителей осуществляется с использованием таможенной стоимости, которая, по существу, является ценой данного товара на внешнем рынке при его прибытии на таможенную границу страны ввоза.

Таким образом, в основе таможенной стоимости лежит мировая цена, конкретизированная в цене внешнего рынка товаров для данной страны. Эта таможенная стоимость определяется дважды: один раз при расчете размера ставок таможенных пошлин, второй — при пересечении товаром таможенной границы и применении таможенных пошлин в ходе таможенного оформления. Соответственно выстраивание соотношений цен на иностранные и отечественные товары осуществляется путем определения и применения ставок таможенных пошлин.

Интересно
Следовательно, чтобы выстроить внешнеторговые отношения по принципу состязательности и обеспечить конкурентные условия, которые являются основой рыночной экономики, необходимо определять таможенную стоимость как цену, сложившуюся на внешнем рынке, или нормальную цену. Причем таможенные пошлины следует рассчитывать на основе разницы между ценами внешнего рынка и ценами отечественных производителей аналогичных товаров.

Безусловно, учитываются качественные характеристики таких товаров, дополнительно влияющие на их общую конкурентоспособность. Международная практика определения таможенной стоимости изначально была столь разнообразной, а влияние таможенной стоимости на суммы подлежащих уплате пошлин и соответственно на конкурентоспособность товаров — столь значимо, что, в конце концов, на международном уровне сложилось решение разработать единую методологию определения таможенной стоимости. Поначалу в международной практике доминировало стремление определять таможенную стоимость на основе нормативных (мировых) цен, но конкретные и исчерпывающие методы расчета таможенной стоимости на этой основе выработаны не были.

В период между двумя мировыми войнами вопросы оценки товаров для таможенных целей рассматривались в рамках Международной конвенции 1928 г. по вопросам экономической статистики под эгидой Лиги наций. На тот момент вопросы методологии таможенной оценки решались на национальном уровне, был поставлен вопрос лишь о достижении большей точности учета объемов международной торговли на базе единообразного подхода к определению стоимости торгуемых товаров. Уже тогда было предложено оценивать объемы импорта на момент пересечения границы страны ввоза.

После Второй мировой войны и основания в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) вопросы таможенной оценки стали рассматриваться более пристально, что было вызвано в том числе существенным ростом объемов международной торговли. Еще в 1947 г. в ст. VII ГАТТ были заложены принципиальные подходы к единообразной таможенной оценке, в частности опора на действительную цену (стоимость) товаров, неприменимость фиктивных и произвольных оценок, а также внутренних цен для таможенной оценки.

Действительная цена определяется как цена, по которой данный или подобный товар продается или предлагается для продажи в такое время и в таком месте, которое определяется законодательством страны импорта, при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции.

Статья устанавливала только общие принципы оценки, но не содержала методов расчета действительной цены, практически можно было выбрать в качестве таможенной стоимости произвольную цену товара, поэтому после подписания ГАТТ возник вопрос о создании нового соглашения по таможенной оценке.

Подписанная в 1953 г. в Брюсселе на базе ст. VII ГАТТ «Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров» (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости — БТС) определяла таможенную стоимость в качестве «нормальной цены товара, по которой он может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации».

При этом под нормальной ценой понималась цена, которая складывается на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем. В соответствии с этой системой для каждого товара определялась «нормальная рыночная цена» и на ее основе производилось начисление таможенной пошлины. Допускалось превышение заявленной стоимости указанных в списке «нормальных стоимостей». Отклонение в сторону понижения не должно было превышать 10%.

Сформулированные подходы были приняты большинством активных участников мировой торговли, кроме США и Канады. При дальнейшем развитии системы определения таможенной стоимости ее структура усложнялась, в нее были дополнительно включены различные расходы, связанные с предоставлением услуг при осуществлении торговых операций и сделок. В БТС (ст. 3) вошли также положения, по которым в состав «нормальной цены» могут включаться расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок, т. е. объектов интеллектуальной собственности.

Интересно
В 1979 г. странами-участницами принята первая редакция Соглашения о применении ст. VII ГАТТ (его даже стали называть Кодексом по определению таможенной стоимости). В 1994 г. по итогам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговорах в рамках ГАТТ положения Соглашения были доработаны и дополнены.

Данная редакция Соглашения является одной из правовых основ ВТО, выросшей из ГАТТ. В этой редакции Соглашения уже достаточно подробно разработана методология определения таможенной стоимости и принципы таможенной оценки, однако Соглашение существенно отличается от Брюссельской конвенции. По существу, эти системы по-разному подходят к определению таможенной стоимости (рис. 1.1).

Определение таможенной стоимости на основе цены сделки, даже тогда, когда декларант заявляет реальную цену сделки, не всегда корректно. Контрактная цена складывается под влиянием множества факторов, вытекающих из коммерческих отношений между продавцом и покупателем, специфики рынка, на котором реализуется ввозимая продукция, условий продажи данного товара на других рынках, – все эти обстоятельства определяют отклонение контрактной цены данной сделки от цены, которая сложилась бы при нормальных условиях продажи этого товара.

Иными словами, здесь наблюдается отклонение от постулата, согласно которому в основе таможенной стоимости должна лежать рыночная цена, складывающаяся при нормальных условиях реализации товара на рынке.

Итак, в настоящее время существует следующее противоречие. Таможенная стоимость отражает рыночную цену товара, которая формируется на основе усреднения затрат на производство товара и получения нормальной прибыли с учетом спроса и предложения. Таможенная стоимость же определяется на основе конкретной контрактной цены, которая может серьезно отклоняться от мировой цены под влиянием ценовых особенностей данной сделки.

Именно это противоречие существенно усложняет контроль таможенной стоимости, в частности позволяет заинтересованным лицам создавать импортным товарам более благоприятные условия — вне зависимости от целей правительства и его тарифной политики. Наибольшая заинтересованность при этом возникает у экспортеров и их контрагентов в случаях высоких тарифных барьеров, которые, как правило, применяются развивающимися странами и странами с экономикой «догоняющего» типа в попытках защитить ряд своих отраслей от интенсивной конкуренции.

Таможенное законодательство России в части определения таможенной стоимости изначально формировалось на базе международных наработок, что нашло отражение в Законе РФ «О таможенном тарифе», принятом в 1993г. (с учетом более поздних поправок). В этом Законе отражены практически все ключевые принципы и методы определения таможенной стоимости, которые унаследованы и новым законодательством Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В свою очередь правовая база действующего с 2010 г. Таможенного союза России с Беларусью и Казахстаном в данном вопросе фактически соответствует всем параметрам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, в том числе основным методом определения таможенной стоимости признается метод, основанный на «стоимости сделки» ввозимых товаров.

Среди базовых принципов Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, на которые опирается законодательство Таможенного союза, можно назвать следующие:

  • право таможенной администрации не признавать стоимость сделки при наличии серьезных оснований для сомнений в ее достоверности;
  • право импортера на письменное заключение о причинах непринятия цены сделки и право доказать обоснованность цены сделки, в том числе в судебном порядке;
  • возможность применения для определения таможенной стоимости иных методов, кроме метода, основанного на цене сделки на ввозимый товар (пять дополнительных методов);
  • невозможность применения для определения таможенной стоимости продажных цен товаров на внутреннем рынке страны импорта, цен внутреннего рынка страны экспорта, цен экспорта в третьи страны, минимальных таможенных стоимостей, произвольных или фиктивных стоимостей;
  • наличие взаимосвязи продавца и покупателя само по себе не является основанием для неприменения цены сделки, кроме случаев, когда такая взаимосвязь влияет на ее величину;
  • возможность выпуска товара под гарантию оплаты таможенных платежей в случае задержки процедур контроля таможенной стоимости.

Важно отметить, что в рамках ЕАЭС в качестве таможенной оценки используется механизм определения таможенной стоимости товаров, который относится к одной из сложных процедур таможенно-тарифного регулирования импорта. Вместе с тем в международной торговой практике методология оценки товаров для таможенных целей унифицирована на основе положений ГАТТ (ст. VII), а затем Соглашения ГАТТ-94 о применении этой статьи – Кодекса о таможенной стоимости.

Основным принципом и методом оценки, согласно Кодексу ГАТТ (ст. 15), признается «цена сделки» импортируемых товаров как «стоимость в целях обложения адвалорными пошлинами», если она отвечает условиям, регламентированным в соглашении. Таможенная оценка необходима в целях выявления реальной базовой цены импортируемого товара и определения его места в составе товарной классификации таможенного тарифа для последующего расчета стоимостной величины импортной пошлины и других элементов таможенных платежей.

Под таможенной стоимостью понимается цена, реально уплаченная (или подлежащая уплате) в пользу бенефициара за ввезенный в страну-импортера товар на основе заключенной и оформленной контрактом внешнеторговой сделки в условиях свободной конкуренции, имеющей коммерческую основу и стоимостную оценку. При этом под фактической (реальной) стоимостью понимается цена, по которой товар предлагается к продаже или продается в определенное время в конкретном месте при отсутствии рыночных ограничений и в соответствии с законодательными нормами страныимпортера.

Оценка таможенной стоимости товара, исходя из положений Кодекса ГАТТ, предусматривает многоступенчатую методику, которая применяется в тех случаях, когда у таможенных органов возникают сомнения в достоверности заявленной цены сделки, в том числе данных счет-фактуры, или в несоблюдении обязательных условий этого метода оценки, регламентированных Соглашением ГАТТ (ст. 1).

В их состав входят:

  • наличие статуса международной сделки купли-продажи;
  • отсутствие торговых ограничений прав импортера при заключении сделки;
  • отражение в контракте коммерческих условий и стоимости;
  • подтверждение базовой (фактической) цены сделки с корректировкой на дополнительные издержки (согласно ст. VIII Соглашения);
  • отсутствие взаимосвязи и обоюдных интересов в процессе взаимодействия между экспортером и импортером, кроме как по поводу заключения внешнеторговой сделки.

В случае отклонения таможенным органом заявленной стоимости по цене сделки декларант имеет возможность таможенной оценки товара на основе использования других пяти альтернативных методов, установленных Кодексом ГАТТ (ст. II-VII), и в той же последовательности, как они отражены в табл. 1.1.

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, определяется в соответствии с принятым странами – участницами Соглашения на основе принципов и положений Кодекса ГАТТ-94 о таможенной стоимости.

Интересно
Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики союза в мирохозяйственные связи, качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)