Международно-правовые формы военного сотрудничества

Основные принципы международного сотрудничества государств являются основополагающими и для их сотрудничества в военной сфере. К ним относятся:

принцип суверенного равенства государств (юридическое равенство всех государств;

свободное развитие каждым государством своей политической, экономической и социальной системы;

уважение правосубъектности государств; уважение территориальной целостности);

принцип невмешательства во внутренние дела государств (воздержание от любого вмешательства во внутренние дела;

запрещается применение политических, экономических, военных мер в целях подчинения себе другого государства;

запрещение помощи организациям, допускающим вооруженную, террористическую деятельность в целях изменения строя другого государства);

принцип уважения прав и свобод человека (приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизация общественных отношений);

принцип добросовестного выполнения международных обязательств (каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться);

принцип сотрудничества государств (государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в целях обеспечения международного мира и безопасности, в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства).

Военное сотрудничество государств может осуществляться в формах военно-политического и военно-технического сотрудничества.

Военно-политическое сотрудничество государств предполагает: участие в союзах, блоках, встречи глав государств, правительств, проведение взаимных консультаций, выработку общих позиций, принципов поведения, подписание договоров.

Составной частью военно-политического сотрудничества государств является военное взаимодействие, которое состоит: из проведения совместных учений, маневров, морских походов, пусков, стрельб; из нахождения на территории государства — участника договора о коллективной защите.

Субъектами военного сотрудничества являются государства, которые равноправны и независимы при осуществлении своих внеш­них связей. Они свободны во вступлении в дипломатические, консульские отношения с любым государством, имеют право обмениваться посольствами, миссиями, сами решают вопросы о вступлении в международные организации и выходе из них.

Любая межправительственная (межгосударственная) организация —субъект международного права. Она является субъек­том современного международного права потому, что го­сударства согласились наделить ее соответствующими правами и обя­занностями, которые четко определены в учредительных актах (конвенциях, уставах, статутах, договорах).

В настоящее время главная роль в построении безопасного мира принадлежит Организации Объединенных Наций. Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к ско­рейшему и справедливому разрешению международных споров, в том числе военных, путем переговоров, привлечения следственных комиссий, посредничества, примирения, судебного разбирательства.

Международные переговоры являются наиболее динамичным и эффективным средством разрешения споров. Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Послед­ним, как правило, придается форма международной конференции. Консультации — это способ мирного разрешения вопросов, имеющих жизненно важное значение для государств, путем консультаций и выработки взаимоприемлемого решения.

Международные следственные комиссии — учреждаются на основании соглаше­ния между спорящими государствами, их основная задача — помочь решить спор выяснением истины бес­пристрастным и добросовестным расследованием. Примирительная комиссия — состоит обычно из трех членов: двух членов, назначаемых каждой из сторон в споре, и третьей, выбираемой двумя уже назначенными.

Решение, которое комиссия примет, обязательно для сторон. Добрые услуги и посредничество — государства в случае разногласия могут при­бегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредниче­ство принадлежит непричастным к спору государствам.

Посредник должен согласовать претензии государств и устранить неприязнь, если она возникла меж­ду государствами, находящимися в споре. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными, а имеют значение совета.

В случае возникновения между государствами спора, представляю­щего опасность для мира и международной безопасности, одно из спорящих го­сударств избирает государство, которому оно поручает войти в кон­такт с государством, избранным другим спорящим государством, с целью предупре­дить нарушение мирных отношений. Примирительный период не может превышать тридцати дней.

Международный суд ООН является универсальным судебным орга­ном. Согласно Манильской деклара­ции о мирном разрешении международных споров, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г., государства в полной мере сознают роль Статута Международного суда, который является главным судебным органом ООН, и обязаны выполнять его решения.

Согласно ст. 23 Устава ООН в целях поддержания и укрепления международного мира и безо­пасности образован Совет Безопасности ООН, со­стоящий из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.

Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в каче­стве непостоянных членов на два года: от Азии и Африки — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Ла­тинской Америки и Карибского моря — 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2.

Функции Совета Безопасности:

а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;

б) расследовать любые споры или ситуа­ции, которые могут вызвать международные трения;

в) делать рекомен­дации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения;

г) вырабатывать планы для создания системы регулиро­вания вооружений;

д) определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять;

е) призы­вать государства — члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для пре­дупреждения или прекращения агрессии;

ж) предпринимать военные действия против агрессора;

з) делать рекомендации относительно прие­ма новых членов и условий, на которых государства могут стать участ­никами Статута Международного суда;

и) осуществлять в стратеги­ческих районах функции ООН по опеке;

к) делать рекомендации Гене­ральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного су­да;

л) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ас­самблее.

В целях поддержания мира и обеспечения международной безопасности ООН осуществляет:

превентивную дипломатию — действия, направленные на пре­дупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение мас­штабов конфликтов после их возникновения;

миротворчество — действия, направленные на то, чтобы скло­нить враждующие стороны к соглашению с помощью мирных средств, предусмотренных в гл. VI Устава ООН;

поддержание мира — обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного, полицейского и гражданского персонала ООН;

миростроительство в конфликтный период — действия, на­правленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликтной ситуации. При возникновении угрозы миру Совет Безопасности ООН просит стороны достичь согласия мирными средствами: предлагает пути выхода из кризисной ситуации; сам выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами; просит Генерального секретаря ООН провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации.

В случае начала боевых действий принимает меры к обеспе­чению прекращения огня: с согласия заинтересованных сто­рон направляет в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил; размещает миротворческие силы для предот­вращения конфликта; при­нуждает к выполнению своих решений путем введения экономических санкций; принимает решение о применении коллективных военных мер; вводит миротворческие силы ООН.

В целях предотвращения ухудшения военной ситуации Совет Безопасности наделен правом на применение временных мер (требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, вступить в переговоры со сторонами) и принудительных мер, не связанных с использованием вооруженных сил (полный или час­тичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, телевизионных и радиосо­общений, разрыв дипломатических отношений).

Если предпринятые ООН меры недостаточ­ны, то Совет Безопасности на основе ст. 42 Уста­ва имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности (демонстрация силы, блокада и другие операции воздушных, морских или су­хопутных сил членов ООН).

Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безо­пасности вооруженные силы, средства обслуживания, обеспечивать беспрепятственный проход через свою террито­рию, территориальные воды и воздушное пространство.

Международной организацией является и Организация Североатлантического договора (НАТО), созданная 4 апреля 1949 г. Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех чле­нов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Руководящими органами НАТО являются Североатлантический со­вет, Генеральный секретарь, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты.

Для осуществления указанной деятельности создан совместный постоянный Совет Россия — НАТО (19+1), для консультаций и сотруд­ничества (безопасность, предотвращение конфликтов, совместные миротворческие операции, контроль над вооружениями, конверсия оборонной промыш­ленности, борьба с терроризмом).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создана в 1995 г. на основе решений Парижской хартии 1990 г., Венской и Хельсинкской деклараций 1992 г., из СБСЕ.

Цели ОБСЕ: содействие улучшению отноше­ний между государствами; под­держка разрядки международной напряженности; развитие сотрудничества между государствами-членами; признание тес­ной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире; вклад в соблюдение прав человека.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и пра­вительств, которое собирается каждые два года на сессии. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г.

Парламентская ассамблея дает оценку хода осуществления целей ОБСЕ; обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств — членов ОБСЕ; разрабатывает механизмы по предупреждению и разрешению межгосударственных кон­фликтов и содействует их осуществлению; оказывает поддержку демократи­ческим институтам в государствах — участниках ОБСЕ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)