Международно-правовая регламента

До сравнительно недавнего времени международное право не обращалось к проблемам личности, а существовало лишь как право для государств. В связи с этим возможностей для судебного контроля и защиты, адекватных существующим национальным механизмам, практически не было.

Наиболее древний метод защиты прав человека представлял собой самосуд над виновником и причинение ему аналогичного вреда: «зуб за зуб», «глаз за глаз», «жизнь за жизнь». Подобный способ сохраняется и по сей день, перерастая в итоге в борьбу семей и целых кланов.

Даже в настоящее время продолжается вражда семей на Сицилии и Корсике, а известная всему миру война между Хатфилдами и МакКоями в США прекратилась не так давно.

Проблема защиты прав человека появляется в международных отношениях Древнего мира – возникает две группы обязательств, касающихся обязанностей защиты лиц, находящихся на территориях государств.

В качестве «первого шага» отечественное государство разрешало жертвам самосуд над обидчиками, а от себя заявляло в адрес виновного государства репрессалии, уполномочивающие захват грузов или судов неприятеля в качестве компенсации.

Идея необходимости исчерпать местные средства защиты и впоследствии обратиться к международному правосудию прослеживается уже к девятому столетию и встречается в соглашениях между Неаполем и Беневентом в 836 г. и между Императором Лотаром I и Венецией в 840 г.

Такая практика продолжалась вплоть до девятнадцатого столетия: в 1858 г. в деле об острове Авес США угрожали репрессалиями в отношении Венесуэлы, если последняя будет продолжать отрицать право на судебную защиту.

Дальнейшее формирование международно-правовой защиты прав и свобод личности происходило уже в буржуазную эпоху. Гуго Гроций в своей книге «О праве войны и мира» (1625 г.) писал о справедливости войны ради защиты «чужих подданных, если над ними творят явное беззаконие».

С практической точки зрения нормы, защищающие права человека, стали появляться в отдельных межгосударственных соглашениях: в Оснабрюкском договоре 1648 г. между Священной Римской империей и Швецией была обеспечена определенная мера религиозной свободы для служителей христианских церквей.

Интересно
Возникновение отрасли международно-правовой защиты прав и свобод индивида происходило и за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида.

Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека. На Венском конгрессе 1815 г. принимается Декларация, осуждающая торговлю людьми. Некоторые обязательства государств по соблюдению элементарных прав человека содержались в международных соглашениях о защите против религиозной нетерпимости.

Со второй половины XIX в. в международном праве начинается новый этап в формировании международного механизма защиты прав человека, получивший выражение в международном «гуманитарном праве».

Классические нормы гуманитарного права (например, Женевская конвенция Красного Креста 1864 г.) содержали гарантии минимального стандарта прав личности и гарантировали непосредственно элементарные права человека как таковые.

Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись в таких институтах старого международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев.

Согласно господствовавшей в XIX и начале XX в. философии международного права утверждалось, что международное право – это право только для государств. Поэтому выводилась антитеза о наличии международных юридических прав, которые отдельные лица могли бы отстаивать в тяжбе с государствами.

В соответствии с этой точкой зрения связь, воплощенная в гражданстве, дает государству право защищать своих граждан от злоупотребления других государств. Поэтому государство может заявить протест в случае нарушения прав его граждан на чужой территории.

Постоянная палата международного правосудия в 1924 г. постановила: «Элементарный принцип международного права состоит в том, что государство уполномочено защищать своих подданных, когда они страдают от актов, противоречащих международному праву и совершенных другим государством»; при этом государство «на деле утверждает свои собственные права», поскольку единственным истцом в глазах суда является государство.

Значительной вехой в развитии института прав человека в классическом старом международном праве явились мирные договоры 1919 г.

Система защиты меньшинств, сложившаяся в 1919-1939 гг. под эгидой Лиги Наций, в качестве одной из важнейших целей провозглашала обеспечение с помощью особых договорно-правовых отношений различным группам народов, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, проживавшим на территориях бывших Австро-Венгрии и Османской империи, гарантии защиты их прав на международном уровне.

В частности, ряд правовых норм включал следующие положения:

  • признание международно-правовых обязательств государств в отношении соответствующих национальных и этнических образований;
  • установление системы контроля за соблюдением международно-правовых обязательств государств, которая осуществляется не только государствами, но и специальным международным органом;
  • закрепление права частных лиц, принадлежащих к национальным или религиозным меньшинствам, обращаться с жалобами непосредственно в Совет Лиги Наций, который должен был их рассматривать;
  • введение в Постоянной Палате Международного Правосудия процедуры рассмотрения жалоб на нарушителей национальных прав и т.д.

Возможность подачи физическим лицом жалобы против собственного государства непосредственно в международную судебную инстанцию явилось принципиальной инновацией в международном праве, хотя определенные возможности для индивидов существовали и ранее (например, Гаагское соглашение о создании Международной призовой палаты 1907 г., Договор о Центрально-американском суде 1907 г., Парижский мирный договор 1919 г.).

Большинство из возможностей, предоставленных этими договорами, так и не были реализованы, однако реальное предоставление права на судебную защиту было возможно.

Таким образом, хотя тезис об отсутствии у индивидов права быть стороной в международных судебных учреждениях и не вызвал сомнений в тот момент, государства могли предоставлять физическим лицам право непосредственного обращения в международные суды.

Эти права имели действительную юридическую силу и могли быть реализованы без предварительного инкорпорирования в систему внутригосударственного права.

Правозащитный механизм института меньшинств в старом классическом международном праве регламентировал специфический правовой режим, который был весьма ограничен как по предмету регулирования и кругу правовых субъектов, так и по списку гарантируемых прав. Наконец, и число государств-участников, поддержавших эти соглашения, было весьма невелико.

В силу этих причин возникновение различных видов авторитарных диктатур после Первой мировой войны послужило своеобразным «толчком» к постановке вопроса о международном признании и защите прав и основных свобод человека.

В частности, свою роль в формулировании и закреплении минимума процессуальных норм, которые государство должно применять в случае решения вопроса об ответственности физических лиц за нарушения норм международного права, сыграли первые международные трибуналы и Женевские конвенции 1949 г.

Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось в годы после Второй мировой войны.

Устав ООН провозглашает, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии» (ст. 1), а обязанность членов ООН – предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения этих целей (ст. 55, 56). Данные положения, безусловно, носят характер норм jus cogens для международного сообщества.

Интересно
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 217 А (III) приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», как было сказано в преамбуле Декларации.

В статье 8 Всеобщая декларация определяет, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».

По существу, Декларация не имеет обязательной юридической силы, но факт принятия документа, регламентирующего право на судебную защиту индивида на международном уровне, доказывал совершенно новое отношение к этому вопросу со стороны государств.

С этого момента соблюдение прав личности становится одним из важнейших направлений деятельности международного сообщества.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает в п. 1 ст. 14 право каждого «при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона», а Факультативный протокол № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах закрепляет право гражданина обращаться в межгосударственные, как политические, так и судебные, органы за защитой своих интересов.

Такое право было провозглашено во многих универсальных и региональных актах. Однако международное право не определяет право на судебную защиту как абсолютное и признает необходимость ограничения этого права в определенных случаях, установленных международно-правовыми актами.

Современный период развития международно-правового регулирования прав человека характеризуется установлением общепризнанной международно-правовой нормы, исключающей вопросы правового статуса личности и защиты ее основных прав и свобод из сугубо внутренней компетенции государства.

Отсюда совершенно логично следует, что «правовой статус личности формируется не только из тех свобод, которые зафиксированы в Конституции и других национальных законах, но и из прав и свобод, провозглашенных в международных договорах, т.е. международно-признанных прав и свобод».

В настоящее время тенденция развития международных отношений такова, что государства все чаще принимают нормы, адресованные неправительственным организациям и индивидам.

Причем, если ранее международные нормы применялись к физическим лицам опосредованно, с помощью норм национального права, то в настоящее время растет число международно-правовых документов, имеющих прямое действие.

Такие договоры не только наделяют физических лиц новыми правами и обязанностями, но и дают им возможность требовать от собственных государств их соблюдения. Данной точки зрения придерживается и «главный судебный орган» международного сообщества – Международный Суд ООН (разумеется, индивиды не обладают в нем locus standi).

В практике Международного Суда ООН было довольно много конфликтов, связанных с вопросами о правах физических или юридических лиц2. В ряде решений Суд формулировал правовые позиции, имеющие непосредственное отношение к правовому статусу индивидов в международном праве.

Интересно
В частности, при рассмотрении дела Ла-Гранд (решение № 104 от 27 июня 2001 г.), Международный Суд ООН подтвердил, что определенными международными договорами между государствами создаются не только права и обязанности для последних, но и индивидуальные права частных физических лиц.

Право индивида на международную судебную защиту и его реализация не ставится в зависимость от закрепления во внутреннем законодательстве страны. Наличие международных судебных учреждений влечет за собой неизбежность создания механизма непосредственной реализации этого права лицом, чьи законные интересы нарушены.

Обеспечение доступа к действенной судебной защите достигается также за счет выработанных в международном праве обязательных форм судебных процедур в гражданском (в широком смысле) и уголовном судопроизводствах.

Основная цель наличия данных обязательных требований, при условии их выполнения, заключается в гарантированной реализации права индивида на судебную защиту, поскольку соблюдение четких беспристрастных процедур помогает заинтересованным лицам реализовывать свои права.

В современном международном праве отмечается тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.

Данные документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их принятие в рамках главных органов Организации Объединенных Наций позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм.

Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нарушение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов jus cogens международного права, касающегося уважения и защиты прав человека.

Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)