Методы сравнительно-педагогических исследований
Как каждая область научного знания, сравнительная педагогика использует и общенаучные методы исследования, и специфический методический инструментарий, адекватный как самому объекту изучения, так и своеобразию основных источников.
В принципе научная теория должна опираться на фактологическое основание.
Эксперимент,столь важный для развития многих наук, включая и ряд педагогических дисциплин, в сравнительно-педагогических исследованиях имеет ограниченное применение. Ведь характерная черта эксперимента как метода научного познания состоит в том, что он в большинстве случаев проводится в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих возможность непосредственного воздействия на исследуемые явления и процессы. Но при изучение зарубежного опыта такая возможность фактически отсутствует. Компаративист может существенно воздействовать на предмет своего изучения. Ситуация в какой-то мере сравнима с наблюдениями над астрономическими явлениями: их можно изучать, но нельзя влиять на них. Однако не проводя самостоятельно экспериментов, компаративист может использовать результаты экспериментальных исследование проведенных зарубежными учеными в своих странах; это позволяет повысить аргументированность его выводов и рекомендаций, адресуемых отечественому образованию.
Такие широко применяемые в педагогике методы как опрос и анкетирование обнаруживают в сопоставительных исследований специфику.
Для получения свежей информации возможен корреспондентский метод опроса, так называемый почтовый опрос: составляется вопросник (анкета) по интересующим проблемам и рассылается тем учреждениям или лицам, которые располагают нужной информацией. Этот метод широко применяется органами ЮНЕСКО и МБП при подготовке тематических ежегодников по вопросам образования. Всем национальным ведомствам просвещения рассылается анкета, содержащая десятки, а порой и сотни вопросов о состоянии и тенденция развития образования данной страны, о количественных параметрах, 0 создании новых типов учебных заведений, о модернизации содержания методов обучения, о реформах управления образования и т.п. Полученные ответы используются авторами, готовящими ежегодники. Вопросники могут быть составлены и в расчете на индивидуальных респондентов Для того чтобы ответы можно было сопоставлять при последующем анализе, вопросники должны быть стандартизированы.
Для изучения общественного мнения о состоянии школы и о результативности реформ образования может применяться и телефонный опрос. В США такие ежегодные опросы в федеральном масштабе организуются педагогическим обществом “Фи Дельта Каппа” совместно с известным Институтом Геллапа. При этом наиболее распространенный метод — опрос по случайно выбранным телефонным номерам. Опросы проводятся обычно в нерабочее время или вечерами, когда большинство людей можно застать дома.В принципе научная теория должна опираться на фактологическое основание.
Интервью, беседы со школьниками и студентами дают сведения, которые нельзя получить из других источников: как учащиеся относятся к своей школе или вузу, насколько они удовлетворены содержанием и методами учебных занятий, в какой мере, по их мнению, учебные заведения готовят к “взрослой” жизни и будущей трудовой деятельности. Эта информация “из первых рук” существенно дополняет сведения, полученные на основе изучения литературных источников.
Но к материалам, почерпнутым из интервью, опросов, бесед, нужно относиться с определенной долей осторожности. Ведь мнения опрашиваемых в значительной мере субъективны, а порой отражают корпоративные интересы. Например, функционеры ведомств просвещения нередко объясняют неудачи или низкую результативность реформ неподготоленностью учителей к работе в новых условиях, их консервативными настроениями; в свою очередь учителя часто обвиняют руководителей в некомпетентности, а педагогов-теоретиков в оторванности от реальной педагогической практики. К тому же нельзя быть уверенным, что ответы опрашиваемого всегда искренни. Исходя из соображений защиты “чести страны” или своего учебного заведения, учителя и учащиеся могут приукрашивать действительность, умалчивать о недостатках и негативных явлениях… Возможно и обратное — необъективные гиперкритичные оценки. Что же касается родителей учащихся, то они нередко бывают излишне категоричными в суждениях, выходящих за рамки их компетенции.
Основа любого социального исследования — анализ источников. Он включает в себя установление полноты сведений, содержащихся в нем, а также степени их точности и достоверности. Источники нередко дают разный фактический материал по одному и тому же вопросу, часто противоречат один другому. В таких случаях важно выяснить причины расхождений и попытаться установить, показания каких источников наиболее достоверны.
Источники, составляющие базу педагогической компаративистики, многочисленны и разнообразны. К ним относятся законодательные акты и правительственные постановления об образовании, циркуляры и инструкции ведомств просвещения, педагогическая документация, учебная и методическая литература, статистические издания, педагогическая и общественно-политическая периодика, труды педагогов-исследователей разных стран. В последние годы все большее значение приобретают материалы международных организаций, особенно ООН, ЮНЕСКО, МБП, ЮНИСЕФ, решения и рекомендации региональных и всемирных педагогических форумов.
Сопоставительный анализ содержания общего образования преполагает тщательное рассмотрение школьных учебных планов и программ разных стран. При этом методика исследования существенно отличается в зависимости от того, какой является изучаемая национальная система образования — централизованной или децентрализованной.
Однако многие учебные программы (особенно по предметам гуманитарного цикла) составлены очень кратко и нередко содержат лишь перечень основных тем, без всякого их раскрытия. Для того чтобы составить представление о. теоретическом уровне и конкретном содержании учебных курсов, необходимо обращаться к учебникам. Их число поистине необозримо. Многочисленные частные издательства выпускают различные учебники, а учитель по согласованию с администрацией школы обычно избирает определенные учебники по своему предмету и рекомендует их учащимся. Поэтому для характеристики уровня школьного образования в той или иной стране важно проанализировать прежде всего те учебники, которые имеют наибольшее распространение.
Во всех развитых странах издается большое число монографий, посвященных разным аспектам теории и практики образования и воспитания. Будучи основными источниками при анализе педагогической мысли, эти труды важны и для изучения реального процесса развития школы; нередко они включают оригинальный фактический материал, отсутствующий в официальной педагогической документации, излагают конкретные результаты исследований, методику проведения экспериментальной работы.
Важный источник педагогической компаративистики — периодические издания, причем не только педагогические журналы и газеты (их значение самоочевидно), но и общественно-политическая пресса, уделяющая большое внимание вопросам просвещения. В частности, почти в каждом номере американской газеты “Нью-Йорк Тайме” или французской газеты “Монд” содержится специальный раздел “Образование”. Некоторые газеты выпускают ежемесячные или квартальные приложения, посвященные педагогической проблематике. Общественно-политическая пресса дает свежую информацию о программах политических партий и общественных организаций в области образования, о социальных аспектах организации и деятельности школ, колледжей, университетов, о полемике вокруг бюджета народного образования, о частных учебных заведениях, о связях системы образования с бизнесом и церковью. Нередко в общественно-политической прессе освещаются такие проблемы, которые педагогические издания предпочитают не затрагивать.
Множественность и разнообразие проблем, рассматривающихся в сопоставительных исследованиях, делает целесообразным, а порой и необходимым обращение к энциклопедической литературе.
Некоторые полезные сведения можно почерпнуть в универсальных многотомных энциклопедиях, дающих материал по всем отраслям науки и практической деятельности. К ним относятся, в частности, “Британская энциклопедия”, “Большой Брокгауз” (ФРГ), “Большой Ларусс” (Франция), “Большая советская энциклопедия”. Ценную информацию содержат международные педагогические энциклопедии и словари, созданные под эгидой ЮНЕСКО, МБП, международных центров педагогических исследований. В 1955 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о создании многотомного “Мирового обзора по образованию”; в 1958—1971 гг. опубликованы 5 томов. В 1977 г. издана “Международная энциклопедия по высшему образованию”, а в 1994 г.— десятитомная “Международная энциклопедия образования”. С 1970-х гг. МБП издает терминологические словари целях идентификации и систематизации педагогической документации разных стран. Поскольку многие педагогические явления и закономерности носят междисциплинарный характер, в педагогических энциклопедиях отражена психологическая, социологическая и философская проблематика в той мере, в какой она имеет отношение к сфере образования и воспитания.
В сравнительно-педагогических исследованиях большое место занимают систематизация и анализ количественных данных о развитии образования в масштабах стран и геополитических регионов. Современный этап развития науки характеризуется значительным расширением сферы применения методов количественного анализа, которые теперь все чаще используются не только в естественнонаучных, но и в социально-гуманитарных исследованиях. Это отражает стремление психологов, социологов, культурологов, педагогов повысить степень обоснованности и доказательности своих выводов.
Для сравнительной педагогики анализ количественных показателей исключительно важен. Без него невозможны объективные сопоставительные характеристики состояния и тенденций развития образования. К тому же количественные и качественные показатели нередко переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Например, цифры, показывающие масштабы второгодничества или отсева учащихся, крайне важны для качественной оценки деятельности школы. Сопоставление учебных планов разных школ, базирующееся на количественном анализе, открывает путь к качественной характеристике содержания образования.
Синхронное сопоставление количественных данных о развитии образования в разных странах и регионах имеет большое практическое значение. Оно дает возможность выявить определенные международные стандарты, на фоне которых выразительно обнаруживаются наши достижения и недостатки в некоторых важных аспектах развития образования, что может способствовать правильному и своевременному определению приоритетных направлений образовательной политики, принятию наиболее обоснованных планов, программ, управленческих решений.
Но главное для сравнительной педагогики — анализ массовых явлений, поскольку система образования является наиболее массовым социальным инструментом.
Количество дошкольных учреждений, школ, колледжей и университетов численность учащихся и педагогического персонала, их возрастной и половой состав, процент охвата населения разными видами образования, расходы на образование — все это содержится в статистике.
В развитых странах регулярно издаются статистические отчеты, отражающие количественную эволюцию образования в национальном масштабе. Интересный материал содержат статистические издания международных организаций — ООН, Организации экономического сотрудничества и развития, Совета Европы. Но, пожалуй, наибольшее значение для сопоставительного анализа количественных аспектов развития образования в глобальном и региональном масштабах имеет “Статистический ежегодник” ЮНЕСКО.
Однако при всей важности количественных показателей их не следует абсолютизировать. Фетишизация числа — опасный путь в социальных науках, в том числе и в педагогике.
Самой насущной задачей компаративистов остается дальнейшая разработка методологии сравнительно-педагогических исследований как непременного условия повышения их теоретического и прикладного значения.
- Зарубежные системы подготовки кадров и управления профессиональным образованием
- Управление образованием в России и за рубежом
- Мировой и отечественный опыт инклюзивного образования
- Новый инструмент современного образования
- Феномен исследовательского университета (ведущего вуза)
- Подготовка педагогических кадров за рубежом
- Проблемы организации, содержания, структуры, кадров и управления образовательными системами
- Изменяющийся контекст современного образования
- Образование и культура мусульманского Востока в рамках религии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу