Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики

Имея ярко выраженный междисциплинарный характер, сравнительная педагогика отражает две диалектически противоречивых тенденции в развитии современного научного знания. Одна из них — растущая интеграция, усиление взаимосвязи и взаимопроникновения различных научных дисциплин, на стыках которых возникают новые отрасли наук и нередко именно там проводятся наиболее плодотворные исследования. Развивается, однако, и другая тенденция. Огромный и все увеличивающийся объем научных знаний и усложнение методов научного познания исключают возможность “универсализма”. Непременным условием достижения успеха в научной деятельности является специализация исследователя, хотя сам характер специализации претерпевает существенные изменения.

Процессы дифференциации и интеграции научного знания протекают параллельно. Отпочкование одной науки от другой сопровождается их объединением на более высоком и синтезированном уровне. Это, однако, становится возможным лишь при достижении смежными науками определенной степени зрелости. Междисциплинарные области социального знания приобретают статус самостоятельных наук только тогда, когда складывается значительная сумма фактического материала и теоретических тезисов о той или иной сфере общественной жизни. Эти науки можно называть по-разному — пограничные, комплексные, синтетические, интеграционные. Но главное — они не должны быть механическим объединением разноаспектных сведений. Их задача — получение нового интеграционного знания, имеющего существенное научное и практическое значение. Именно такая задача стоит перед сравнительной педагогикой.

Объективная оценка качества и эффективности образования в той или иной стране требует разработки соответствующих научно обоснованных критериев. Без этого сравнительное исследование не может подняться выше либо поверхностных аналогий, либо столь же поверхностных контрастных противопоставлений. Решение такой задачи не под силу какой-либо одной отрасли научного знания; тут непременно требуется сотрудничество представителей разных наук, в поле зрения которых оказываются те или иные проблемы образования.

Задачи широкого сопоставительного анализа тенденций развития образования в мире вынуждают компаративиста выходить за рамки традиционно сложившейся внутри педагогики специализации.

Большое место в сравнительно-педагогических исследованиях занимает рассмотрение явлений и проблем, относящихся к организации и управлению образованием: формы и методы управления в централизованных и децентрализованных системах образования, финансирование образования, принципы организации сети учебных заведений, функции внутришкольного управления и инспектирования, место частных учебных заведений в системах образования и т.п. Первостепенное значение проблем управления осознается во всем мире, поскольку становится все более очевидным, что стихийно развивающиеся и неконтролируемые социальные процессы несут в себе большую угрозу стабильное общества. На Западе уже два-три десятилетия назад развернулась (продолжается поныне) так называемая революция менеджмента. Она прежде всего распространяется на экономику, но определенным образом отражается и на решении проблем управления образованием. Поэтому, сопоставительный анализ попыток их решения в разных странах составляет одну из существенных задач педагогов-компаративистов.

Выявление глобальных и национальных тенденций развития образования непременно требует обращения к проблемам дидактики. В свою очередь, трудно представить себе полноценное современное дидактическое исследование, игнорирующее концепции крупных зарубежных дидактов или опыт модернизации учебного процесса в школах зарубежных стран. В последние годы значительное распространение получили работы, сопоставляющие объем и теоретический уровень учебных предметов в школах разных стран, а также показатели успеваемости учащихся. Следует особо отметить деятельность Международной ассоциации по оценке школьной успеваемости — неправительственной организации, объединяющей исследовательские центры 45 стран. Ее работа началась со сравнения учебных успехов школьников разных стран по математике. Первое такое исследование на материале 13 стран проводилось в 1959—1966 гг., второе (по 20 странам)— в 1981 г., в третьем обрабатывались данные за начало 1990-х гг. по 50 странам. Начиная с сопоставления именно по математике, руководители Ассоциации объясняли это тем, что, во-первых, эта дисциплина использует понятный во всем мире язык символов, а, во-вторых, успешность усвоения учащимися математики служит, по их мнению, важнейшим показателем современного образовательного, культурного и научного, потенциала любой страны. Проводятся интересные сопоставления и по другим школьным дисциплинам. Такие исследования дают ценный материал, позволяющий обоснованно характеризовать качество школьного образования в разных странах мира, что способствует адекватному определению степени эффективности отечественной системы образования.

Важным аспектом сравнительно-педагогических исследований является сопоставление систем воспитания и социализации молодежи в разных странах, выявление как инвариантов, так и национального своеобразия, которое в этой области проявляется особенно выразительно. В сферу интересов компаративистов входят содержание и методы нравственного и гражданского воспитания учащихся, взаимодействие школы семьи и церкви в процессе социализации, роль средств массовой информации и т.п.

Широкое развитие взаимовлияния национальных культур в современном мире, полиэтнический состав населения ряда государств, рост национального самосознания многих народов со всеми его противоречивыми последствиями — все это вызывает естественный интерес компаративистов к организации и эффективности деятельности учебных заведений по воспитанию молодежи в духе взаимного уважения представителей разных культур, толерантности, борьбы против расизма, ксенофобии, эгоистического и агрессивного этноцентризма.

Пристального внимания компаративистов заслуживает семейное воспитание. Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка в наше время в известной мере уменьшается вследствие ряда причин экономического и социально-психологического характера. Тем не менее, семья остается важнейшим каналом связи между поколениями и существенным фактором социализации молодежи. Современная семья служит объектом исследования многих наук, от психологии и физиологии до социологии и юриспруденции. Каждая из них в границах своего предмета изучает те или иные стороны развития и функционирования семьи и все они касаются так или иначе воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи. Но специально проблемы семейного воспитания изучаются в рамках педагогики с широким привлечением материалов смежных наук. В эволюции семейного воспитания просматриваются некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Поэтому анализ соотношения общего и особенного в развитии семейного воспитания в современном мире входит в сферу интересов педагога-компаративиста.

Междисциплинарный характер сравнительной педагогики дает возможность выявить синергетический эффект совместного влияния школы семьи и других социальных институтов на формирование личности молодого человека.

По широте проблематики сравнительная педагогика близка к истории педагогики, но в отличие от последней сравнительная педагогика наибольшее внимание уделяет не прошлому, а современным явлениям и процессам.

Но если для истории педагогики главное — вертикальные сопоставлепния, т.е. изучение процессов развития образования во времени, в разные исторические периоды, то в центре внимания сравнительной педагогики находятся сопоставления горизонтальныепредмет которых — образование в разных странах в рамках одного исторического периода. Сочетание “вертикального” и “горизонтального” подходов позволяет более глубоко и диалектично охарактеризовать рассматриваемую проблему. Обратимся к примеру, приводимому китайскими компаративи­стами Ханли Шу и Нанчжао Чжоу: «Китайский педагог может быть доволен значительным приростом числа школьников по сравнению с дореволюционным периодом и “стократным” увеличением контингента выпускников университетов, столь ограниченного в недавнем прошлом. Однако его энтузиазм охладеет, когда он узнает из международных сравнительных исследований, что его страна все еще занимает самое низкое положение даже среди стран “третьего мира” по расходам на образование в процентном отношении к ВНП и по числу студентов колледжей, приходящихся на 10 тысяч жителей».

Таким образом, опираясь на результаты вертикальных исследований, можно говорить об огромных успехах в развитии образования в Китае, тогда как горизонтальные сопоставления, т.е. сравнение современной отечественной ситуации с другими странами, свидетельствует о сохраняющемся серьезном отставании Китая. Такие данные могут способствовать реалистичному определению основных задач и направления образовательной политики.

Междисциплинарный характер сравнительной педагогики обнаруживается не только в использовании материалов дидактики, теории и практики воспитания, истории педагогики. Педагогическая компаративистика связана также с рядом отраслей научного знания, не входящих в круг педагогических дисциплин.

Для педагога-компаративиста безусловно важное значение имеет философское осмысление исследуемых проблем.

В последние десятилетия ряды сторонников “освобождения” педагогов от философских влияний редеют и, напротив, все более широкое признание получает мысль, согласно которой педагогические концепции неизбежно требуют философского подкрепления. Усилившееся внимание педагогов к философским обоснованиям своих концепций связано с тем, что в современном научном знании все большее значение приобретает междисциплинарный подход; философия в принципе призвана служить общеметодологической основой таких исследований и способствовать синтезу их результатов.

Серьезный сопоставительный анализ общественно значимых проблем образования немыслим без обращения к материалам социологических исследований.

В теоретических трудах современных социологов определяется место системы образования в социальной инфраструктуре, характеризуются формы связи образования с другими сферами общественной жизни. Знакомство с их аргументацией и выводами помогает глубже уяснить социальные факторы, оказывающие столь значительное, а в некоторых случаях и определяющее влияние на развитие образования в той или иной стране. Проблемы образования вписываются таким образом в широкий социальный контекст. При этом следует иметь в виду, что некоторые крупные социологи в странах Запада, проявляющие большой интерес к проблемам образования, занимают важные посты в государственном аппарате и в правлениях финансово-промышленных структур руководят научно-исследовательскими центрами и университетами, нередко привлекаются к участию в составлении национальных программ развития просвещения.

Таким образом, сопоставляя тенденции развития образования в разных странах и регионах, компаративист нередко вторгается “от имени педагогики” в смежные области научного знания. При этом он должен ясно осознавать границы своей компетенции; только дилетант самоуверенно полагает, что ему все доступно. Однако сравнительная педагогика не только заимствует те или иные данные других наук. Развивается и обратный процесс. Полученные сравнительной педагогикой новые знания используются социологами, политологами, культурологами, историками с целью более глубокого понимания своих проблем. В труде группы американских компаративистов “Сравнительная педагогика” (1982) говорится: “Исследования в области сравнительной педагогики представляют значительный интерес для социологов, политологов, антропологов, способствуют более глубокому пониманию широких социальных проблем в прошлом и настоящем”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)