Методы правового регулирования

В зависимости от способа воздействия права на финансовые отношения можно выделить императивный и диспозитивный методы их правового регулирования.

Императивный метод воздействия на финансовые отношения предполагает использование властных предписаний, сочетающих в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. Этот метод характерен для административного и налогового права.

Диспозитивный метод предусматривает в ходе установления прав и обязанностей субъектов правоотношений предоставление им возможности выбора варианта поведения или урегулирования собственным соглашением своих взаимоотношений. Данный метод присущ гражданскому, трудовому и семейному праву. В то же время в ряде отраслей и подотраслей права применяются оба перечисленных метода.

Так, в подотрасли бюджетного права правовое регулирование бюджетных отношений в основном предусматривает подчинение управляемого субъекта воле соответствующего управляющего субъекта, в качестве которого могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, специальные уполномоченные органы, непосредственно осуществляющие управление финансами.

Необходимость реализации финансовых интересов государства в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления обусловливает применение императивного метода воздействия на иных участников бюджетных отношений, результатом которого является неравенство субъектов бюджетного права. В то же время диспозитивный метод применяется в бюджетных отношениях, построенных на принципе юридического равенства сторон, а также на определенной свободе вступления в такие отношения.

Такого рода правовое регулирование бюджетных отношений в нашей стране проявляется при установлении в Бюджетном кодексе РФ равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований в ходе организации межбюджетных отношений и признания субъектов РФ и муниципальных образований равноправными участниками бюджетных отношений.

Например, в равной степени субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были ими гарантированы, а также по долговым обязательствам Российской Федерации (ст. 102 БК РФ).

Регулирование финансовых отношений в процессе управления финансами осуществляется с использованием различных норм, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах. При этом правовые акты, регламентирующие финансовые отношения, относятся к различным отраслям и подотраслям права.

Финансовые отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления прежде всего регулируются нормами финансового права и входящими в него подотраслями — бюджетным правом, налоговым правом, правом социального обеспечения.

Финансовые вопросы, связанные с составом государственной и муниципальной казны, регулируются нормами гражданского права, а вопросы реализации полномочий и функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, отдельных должностных лиц в сфере управленческой деятельности традиционно относятся к административному праву.

Большая часть финансовых отношений организаций регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации и др.) и административного права (административные штрафы).

Таким образом, можно утверждать, что существующие в обществе финансовые отношения регулируются различными отраслями права, при этом на макроуровне первостепенное значение для обеспечения эффективного управления финансами приобретает финансовое право.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)