Методы и приемы коррекции речи при заикании

В разные исторические периоды вопрос о лечении заикания решался по-разному. В начале первого тысячелетия приоритет­ным было мнение о необходимости хирургического вмешательства.

Считалось, что подсечки мышц, устранение нагноений в полости рта и прочего должны приводить к устранению этого де­фекта речи. Однако хирургический метод впоследствии не оп­равдал себя.

Лидирующими методами стали дидактические. За­икающихся в основном тренировали в приемах правильной ре­чи. Отрабатывалось правильное произнесение звуков, слов, фраз, тренировалась выразительная речь.

В этот период были со­зданы многие ценные методы по отработке речевого дыхания, коррекции голоса и артикуляции, используемые в логопедической практике и до сих пор. Особенно важными здесь являются работы А.И. Сикорского, Г. Гутцман, И.К. Хмелевского и др.

Особый дидактический метод в виде рациональной психотера­пии предложил Е. Фрешельс. Однако через некоторое время ста­ло ясно, что одни логопедические приемы не обеспечивают желаемого терапевтического эффекта.

Дидактическое направление сменилось психологическим, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося, а также тому, чтобы со­здать вокруг него максимально благоприятную в психологическом плане среду.

Об этом писали Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев С.С. Ляпидевский, A.M. Свядощ, Г.Е. Сухарева и др.

В каждый из периодов терапии заикания были созданы цен­ные методы и приемы воздействия на пациента. В настоящее время стало очевидным, что все направления, разрабатываемые ранее, необходимо объединить.

Наиболее ощутимый положи­тельный эффект дает только комплексная система лечения за­икания. Его невозможно преодолеть без лечения нервной систе­мы в целом, и речевой в частности. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей за­болевания и характера заикающегося.

Необходимо «привести в порядок» его личность. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убежде­ние в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а пре­одолимая преграда на пути к их осуществлению.

Особенно тяже­лы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение заикающе­гося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет.

Необходимо убедить пациента в истинном масштабе помех, ко­торые несет в себе заикание. Обучение «технике» речи является важным, но тем не менее не самостоятельным способом устранения дефекта.

Психотерапевтическое направление реабилитационного комп­лекса, используемого при заикании, в первую очередь актуально для взрослых.

Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех моментов, которые могут играть психотравмирующую роль, Тем не менее многих детей заикание нервирует, мешает выска­заться. Нередко дети чувствуют беспокойство, волнение по это­му поводу взрослых и пока еще бессознательно заостряют вни­мание на отрицательных моментах речевого общения.

Затем это «запавшее в память» беспокойство дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике ис­кажений личности, предотвращению образования невротиче­ских комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует комп­лексного лечения пациента, т.е. от всех болезней, которыми он страдает.

Лечение заикания должно носить комплексный харак­тер. Это положение получило научно обоснованное завершение в работах профессора, академика РАО В.М. Шкловского. Оно является необходимым условием достижения ощутимого успеха.

Исходя из идеи комплексного лечения заикания, в ее воплощении должны участвовать:

  1. Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.
  2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разны приемы экстрасенсорного воздействия.
  3. Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.
  4. Психологи, которые, изучая личность заикающегося, вы­ являют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и прочем.
  5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особен­но трудные звуки, что они больше заикаются, например, на бук­ве «п», чем на букве «с».Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэто­му задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.
  6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздорови­тельные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не смо­жет устранить его самостоятельно.

Поэтому врачи, или психоло­ги, или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обеща­ний. Даже комплексный метод, к сожалению, не всегда приво­дит к полному излечению.

Таково положение с терапией заикания не только в нашей стране, но и вообще в мире. Причина — прежде всего в недоста­точной изученности этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезап­ными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного устра­нения.

На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физиче­ское состояние организма. Иными словами, не только заболевания слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни.

Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Для устранения заикания применяются также различные тех­нические устройства. Все они имеют целью изменить патологи­чески закрепленные акустические характеристики речи заикающихся.

В настоящее время известны четыре типа аппаратов, изменяющих акустические характеристики речи путем воздейст­вия на ее разные параметры, а именно на звукопроизношение, силу звука (в сторону звукоусиления), ритмические характерис­тики, а также путем введения «эхо»-эффекта.

Наиболее часто на практике используется последний способ. Существует аппарат «Эхо», основанный на принципе задержанной обратной связи. Ее принцип был в 1952 году сформулирован Б. Ли, в 1959 году Б. Адамчиком предложено само устройство, которое в 1965 году модифицировано Л.Я. Миссуловиным для коррекции речи рус­скоязычных заикающихся.

Суть метода состоит в использовании биологической обратной связи (БОС), которая имеет место при каждом акте живого организма. Она состоит в том, что в мозг обязательно поступают сигналы о результатах его выполнения.

Эффект обратной связи закрепляет как нормативные действия, так и патологические. Изменяя привычные параметры обратной связи можно воздействовать и на сам выполняемый акт, в том числе и речевой.

При использовании аппарата «Эхо» заикаю­щийся слышит через наушники собственную речь в отставлен­ном режиме, т.е. не по ходу говорения, а через некоторое время. Это «сбивает» его с патологического стереотипа речи, и она «вы­равнивается».

Длительность такого эффекта индивидуальна: у одних заикающихся она является стойкой, у других — недолгов­ременной. На идее изменения патологического стереотипа гово­рения основаны и другие технические устройства — «Монолог», «ЗАО Биосвязь» и др.

В лечении заикания, начиная с возраста половой зрелости пациента, используется и гипноз. Гипноз может ввести в такое состояние, когда речь станет нормативной, но лишь на время.

За сеансом гипноза обязательно должна следовать специальная тактика режима молчания и его грамотного «снятия».

Затем не­обходима упорная работа не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок рассчитана на применение полученных на занятиях речевых навыков в разных жизненных ситуациях.

Особенно важно выбрать оптимальное направление логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прямо связана с состоянием речи.

Существуют различные школы логопедического воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь – речь нараспев.

Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся по­ют, они не заикаются. Только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикание исчезает.

Объясня­ется это тем, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему, в отличие от речи, которая не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т.к. он сложнее музыкального.

Приближая речь к пению — говоря медленно и нараспев, заикающиеся существенно облегчают себе задачу. Однако они редко используют речь на­распев для жизни.

Очевидно, причиной этого является то, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, не позволяет оставаться в речи самим собой, а постоянно «играть роль» очень трудно. Темп речи — одна из важнейших характе­ристик личности.

Другой способ «обхода» запинок — это ритмизированная речь, т.е. говорение с жестким слоговым или словесным ритмом, когда каждый слог или каждое слово выделяется голосом, а их цепочки произносятся равномерно. Этот прием тоже «убирает» запинки, но также, как и речь нараспев, мало пригоден для жизни.

Большое значение этому приему придается В.М. Шкловским и сотрудниками Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)