Методы и этапы перевоспитания

Т.В. Лодкина выделила три этапа процесса перевоспитания.

Диагностический этап. Этот этап характеризуется ориентацией на определении характера отклонения от нормы, выявление и раскрытие причин невосприимчивости к педагогическому и воспитательному воздействию.

Прогностический этап. Он характеризуется тем, что в его рамках происходит формирование и определение целей и задач перевоспитания, а также осуществляется планирование способов, средств, методов и мер воздействия на подростков. А. С. Макаренко, который исследовал процесс перевоспитания, считал, что на прогностическом этапе должна осуществляться проектировка личности.

Исполнительный этап. Характеризуется непосредственным осуществлением деятельности по перевоспитанию.

Исследователь Л.Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания:

  1. Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.
  2. Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.

Также Л.Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:

  • согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;
  • ориентацию подростка на положительное отношение к себе;
  • отыскивание увлечений подростка;
  • понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;
  • определение негативных качеств и свойств личности подростка;
  • определение характера реакции подростка на постороннее влияние;
  • разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.

К методам перевоспитания относятся следующие.

Метод переучивания. Он представляет собой определенную предшествующую работу, которая ориентирована на осуществление отыскивания деятельности, способной заполнить времяпрепровождение трудновоспитуемого подростка новым нравственно-этическим содержанием.

Метод переключения. Этот метод заключается в том, чтобы приобщить, вовлечь трудновоспитуемого подростка в новую, неизведанную и интересную общественно полезную или трудовую деятельность, а также развить у него способности и мотивацию к творчеству, различным видам спорта или туризму.

Метод «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается в том, чтобы преподаватель как можно более непредсказуемо для воспитуемого организовал свою деятельность (например, доверил коллективные деньги трудновоспитуемому подростку, который до этого был пойман на воровстве).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)