Методы финансового регулирования

Финансовые методы воздействия на экономику и социальные процессы можно разделить на две группы: бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и др.) и налоговые. При осуществлении финансового регулирования возникает дилемма: какие методы использовать преимущественно?

Большой объем бюджетных расходов требует изменения пропорций между объемами финансовых ресурсов органов государственной власти (местного самоуправления) и финансовых ресурсов предпринимателей, что может отрицательно сказаться на общем уровне предпринимательской активности.

Налоговые льготы увеличивают объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, но при этом субъекты хозяйствования данное увеличение могут направить не на те цели, что предполагает финансовое регулирование. В отдельные периоды правительство прибегает и к тем, и к другим мерам.

Налоговые методы финансового регулирования включают: применение повышенной, пониженной и нулевой ставки налога; изменение налоговой базы; возврат налога или его части; применение пропорциональной, прогрессивной и регрессивной шкалы налогообложения; освобождение от уплаты налогов тех или иных лиц; отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты; введение специальных налоговых режимов для отдельных категорий плательщиков (например, для субъектов малого бизнеса) или в границах отдельных территорий государства (особых экономических зон).

Можно привести примеры использования налоговых методов государственного финансового регулирования:

  • варьирование ставки налога — российское налоговое законодательство устанавливает основную ставку налога на доходы физических лиц — 13%, но доходы, полученные в виде выигрышей в лотереях, конкурсах облагаются по ставке 35%;
  • воздействие на налоговую базу — во Франции налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на расходы, если:
  • в результате этих расходов произошло уменьшение чистых активов,
  • они произведены в связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика и не связаны с неправомерным использованием руководством корпоративных фондов, если они учтены и документальны подтверждены;
  • воздействие на налоговую базу — налоговое законодательство разных стран (например, Испании) учитывает в виде вычетов, уменьшающих налоговую базу по налогу на при- быль, расходы на финансирование научных разработок на сумму, равную или превышающую установленной законодательством;
  • возврат налога — в Китае возврат НДС (налога на добавленную стоимость) происходит только при экспорте товаров с высокой степенью переработки, при экспорте сырья такого возврата нет;
  • применение прогрессивной шкалы налогообложения — в большинстве стран подоходное налогообложение является прогрессивным — чем больше доход физического лица или домохозяйства, тем выше ставка налога;
  • освобождение от уплаты налога — российское налоговое законодательство предусматривает заявительный характер освобождения от уплаты НДС при небольшом обороте субъектов малого бизнеса;
  • рассрочки и отсрочки налоговых платежей — в конце 2008 г. в Российской Федерации в качестве антикризисной меры было предусмотрено право сумму авансового платежа по НДС за квартал разбить на месячные платежи, в Великобритании — компаниям, наиболее пострадавшим в результате кризиса, были предоставлены отсрочки по НДС;
    введение специальных налоговых режимов — упрощенная система налогообложения субъектов малого бизнеса применяется во многих странах, когда единый налог заменяет группу налогов, уплачиваемых в рамках традиционной системы. Также известны примеры введения льготного режима налогообложения на территории особых экономических зон — в Китае, например, такие зоны обеспечили значительный прирост иностранных инвестиций и выступили «локомотивом» развития всей экономики страны.

Отмена или введение налога влияет не только на объем финансовых ресурсов налогоплательщиков (соответственно изменяя отраслевые и социальные пропорции), но и на уровень обеспеченности финансовыми ресурсами отдельных территорий.

В странах, где практикуется закрепление за несколькими бюджетами поступлений от одного налога, отмена налога или изменение нормативов отчислений от этого налога изменит уровень бюджет- ной обеспеченности отдельных территорий.

С налоговым регулированием непосредственно связан такой метод государственной финансовой поддержки, как «ускоренная амортизация». Повышенные нормы амортизационных отчислений уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а затем уменьшают налоговую базу по налогу на имущество.

Законодательством разных стран по-разному классифицируются поступления от таможенных пошлин и сборов, а также отчисления на социальное страхование.

К неналоговым методам финансового регулирования относятся различные формы предоставления бюджетных средств производителям товаров, работ и услуг, другим публичным правовым образованиям (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, гранты и др.); государственные и муниципальные гарантии; государственные и муниципальные заказы; государственные заимствования, социальные выплаты населению; бюджетное финансирование услуг, предоставляемых населению бесплатно. Законодательством разных стран используются разные термины, обозначающие вы- деление бюджетных средств юридическим и физическим лицам.

Выделение бюджетных средств другим публично-правовым образованиям (межбюджетные трансферты) в экономической литературе и законодательстве отдельных стран могут называться грантами, целевыми или нецелевыми трансфертами и т.д. В отдельных странах широко применяются нецелевые трансферты, в других — только целевые.

Государственный (муниципальный) заказ является важным методом (инструментом) поддержки производителей товаров, работ и услуг, при этом бюджетные средства поступают им как выручка от реализации. Производители при этом экономят на расходах на рекламу, других формах поиска потенциальных покупателей. Повышается деловая репутация исполнителей государственных (муниципальных) заказов. Нередко цена государственных закупок превышает рыночные цены на данную продукцию.

Например, превышение цены по государственным закупкам зерна над рыночной ценой в отдельных странах может составлять до 80% (в Новой Зеландии). Порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации с 1 января 2014 г. регламентируется Федеральным за- коном от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информацию о государственных (муниципальных) заказах в Российской Фе- дерации можно найти на сайте Федерального казначейства — www.roskazna.ru или специализированном портале, посвященным государственным (муниципальным) закупкам, — www.zakupki.gov.ru.

Государственные (муниципальные) гарантии не связаны непосредственно с предоставлением бюджетных средств, но за счет снижения рисков могут влиять на ставку процента по банковским кредитам, размер страховых тарифов, уровень цен при заключении сделок на товарные поставки. Расходование бюджетных средств при предоставлении государственных (муниципальных) гарантий происходит лишь в случае невыполнения обязательств лица, получившего такую гарантию. Данный метод финансового регулирования увеличивает объем государственных или муниципальных долговых обязательств, поэтому имеет количественные ограничения, определяемые общим объемом ограничений по таким обязательствам.

Государственные заимствования на основе выпуска государственных ценных бумаг являются методом регулирования финансового рынка. «Оттягивая» на покупку государственных ценных бумаг временно свободные средства, поступившие на финансовый рынок, государство может влиять на другие сегменты рынка: рынок корпоративных ценных бумаг, рынок межбанковских кредитов, валютный рынок. Сметное или подушевое бюджетное финансирование учреждений, предоставляющих бесплатные для населения образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры, обеспечивает доступность таких услуг.

Отдельным объектам государственного финансового регулирования соответствуют свои методы. Основными методами воздействия на отраслевые пропорции являются налоговые методы, бюджетные субсидии и инвестиции, государственные (муниципальные) заказы, государственные (муниципальные) гарантии. Основные методы воздействия на территориальные пропорции — межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты. Социальные пропорции регулируются налоговыми методами, социальными выплатами, через бюджетное финансирование учреждений, оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)