Методика составления комплекса

Весь комплекс должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и на внутренние органы.

Составлять его необходимо в определенной последовательности, которую нетрудно установить, если руководствоваться следующими принципами:

  • сначала проводятся упражнения для мышц шеи рук и верхнего плечевого пояса, последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышц туловища, ног («сверху вниз»);
  • упражнения на силу, гибкость необходимо включать в середину комплекса или ближе к концу;
  • один из последних упражнений – это прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с глубоким дыханием;
  • закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению до нормальной деятельности органов дыхания и кровообращения (успокаивающее упражнение);
  • повышение деятельности всего организма вызывает потребность в усиленном дыхании. Поэтому надо следить, чтобы ритм дыхания соответствовал темпу движения;
  • количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности;
  • нагрузка зависит от: числа упражнений; содержания упражнений; интервала отдыха; числа повторений в каждом упражнении; темпа исполнения; исходного положения;
  • для повышения интереса и нагрузки усложнять комплекс можно, включая дополнительные упражнения, соединяя два или несколько движений (рук и туловища и др.), изменяя исходное положение, ускоряя темп движений, сокращая паузы между упражнениями, используя спортивный инвентарь;
  • исходное положение влияет на правильность и эффективность выполнения упражнений. Меняя исходное положение можно одно и то же упражнение сделать с большим или меньшим эффектом;
  • качество – один из главных критериев при выполнении любых упражнений.

Поэтому необходимо следить за правильным положение тела при различных движениях, за выполнением упражнении с широкой амплитудой – при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности.

Комплексы упражнений для детей 7-9 лет составлены из игровых форм имитирующего характера, охотно принимаемых малышами. Само название упражнения уже дает понятие о его сущности. Воспроизведение шума мотора, леса и др. позволяет правильно поставить дыхание во время упражнения. Эти же упражнения впоследствии можно выполнять под счет.

Физические упражнения для детей школьного возраста важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счет удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Быстрыми темпами развивается мышечная система.

Значительно увеличиваются темпы роста скелета – от 7 до 10 см, массы тела – от 4.5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно- двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Мышечная масса после 13-14 у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Сердце интенсивно растет.

Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, без резкой смены темпа. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Важно продолжать уделять внимание правильной осанке.

Старший школьный возраст характерен относительно спокойным и равномерным протеканием процессов роста и развития. Заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета.

Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры. Методика проведения комплекса приближается к методике занятий с взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

При занятиях с девочками важно уметь щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, поднимания тяжестей.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, которые особенно важно учитывать при составлении комплекса общеразвивающих упражнений.

Гимнастические термины, которые используют при объяснении упражнений применяют с учетом квалификации занимающихся. В оздоровительных группах, радио – и телесеансах используют наиболее простые и доступные гимнастические термины, дополняя их словами разговорного и литературного языка. Вместо термина «стойка ноги врозь» могут употреблять выражения «стоя ноги врозь» и «ноги на ширине плеч», вместо термина «сед», «положение сидя».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)