Методика организации и проведения подвижных игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них: проявление активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности.

Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения, правила облегчают выбор тактики действия и руководства игрой определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути и достижению цели. От сложности и количества правил зависит сложность игры.

Подвижная игра — это высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по собственной необходимости и потребности. Игра порождает радость, свободу, довольство, покой и уверенность в себе.

Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Среди большого разнообразия средств физического воспитания игре принадлежит особое место.

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания.

Возникновение игры относится к далекому прошлому человеческого общества. Основой происхождения и развития игры является труд человека. Содержание и форма игр непрерывно изменяются в зависимости от изменения условий материальной жизни общества.

На ранней ступени развития общества игра была элементарна, проста. В дальнейшем игры становятся богаче по содержанию, возникают новые, сложные действия. Игру творит народ. В играх народ отражает свою жизнь, свои стремления.

Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными. Игры, проводимые на открытом воздухе в летнее и зимнее время, способствуют закаливанию детей.

В связи с усиливающимся потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующей мышечных усилий, снижением двигательной активности у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.

Активное использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, т.к. компенсирует дефицит двигательной активности. При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.

Кроме того, подвижные игры используются как средство физического воспитания детей, а так же как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта. Каждая подвижная игра имеет свое содержание, форму, методические особенности. Теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание на содержание игры.

Различают три основные группы игр:

  • творческие,
  • подвижные,
  • спортивные.

Подвижными называют игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Они делятся на три группы:

  • Некомандные (с водящим и без);
  • Переходные к командным (с одновременным участием всех играющих и с поочередным);
  • Командные.

В некомандных играх нет коллективной цели, каждый играющий действует независимо от других. В переходных играх появляются элементы согласования действия внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы, в которых действуют согласованно для решения отдельных частных задач.

В командных играх соревнование проходит между целыми игровыми коллективами-командами. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. В физическом воспитании подвижным играм принадлежит самое почетное место.

Этот вид физических упражнений характеризуется привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферу занимающихся.

Гигиеническое значение игры. Игры служат ценным средством физического воспитания: разнообразные движения и действия во время игры оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы.

Подвижные игры содействуют общему развитию, укреплению мышц, повышению обмену веществ. Если игры проводятся на свежем воздухе, то они содействуют закаливанию организма.

Образовательное, воспитательное значение игры. Подвижные игры особенно положительно влияют на развитие и совершенствование навыков, качеств, всего организма, всей личности в целом. Так, с помощью подвижных игр закрепляются и совершенствуются навыки в беге, прыжках, метаниях и других видах.

Подвижные игры могут содействовать овладению и совершенствованию специальной техники спортивных игр, сложных действий на местности. С помощью подвижных игр развиваются различные двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, выносливость.

Подвижные игры способствуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе — все эти качества могут успешно формироваться в занятиях подвижными играми. Глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения.

Значение игры как средства изучения учащихся, коллектива неоспоримо. Систематически наблюдая за играми, педагог видит, как изменяются, развиваются и совершенствуются навыки и качества играющих. Наблюдения позволяют более конкретно влиять в том или ином направлении на воспитанников.

Влияя с помощью игр на создание детского коллектива, педагог стремится к тому, чтобы каждый ученик мог подчинять личные интересы интересам всего коллектива. Только при внимательном наблюдении, при чутком бережном отношении преподавателя к каждому ученику игра может стать полноценным средством изучения детского коллектива.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)