Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр

Подвижные игры, проводимые во внеурочное время (на переменах, школьных праздниках, на внеклассных занятиях, игровом часе) должны способствовать решению оздоровительных задач. К этим играм учащиеся привлекаются на добровольных началах.

Руководят подготовкой, проведением игр учителя, воспитатели, старшие учащиеся. Внеклассные занятия подвижными играми содействуют общему физическому развитию учащихся, воспитанию навыков и необходимых физических качеств, вызывают положительные эмоции.

Игры на переменах. Игры, проводимые на перемене, имеют воспитательное значение. После длительного статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых. Для организации и проведения игр требуется 8-10 минут, поэтому они обычно проводятся на большой перемене. Лучше проводить их на свежем воздухе или хорошо проветриваемом помещении.

Игры на перемене должны быть простыми по содержанию, доступными и кратковременными. Нельзя проводить сильно возбуждающие или утомляющие игры. Нежелательны соревновательные игры, с разделением на команды.

Можно проводить игры-аттракционы. В них участвуют один-два человека, остальные активно наблюдают. Участники быстро меняются, в результате за 10-15 минут в нем смогут участвовать несколько десятков человек. По содержанию игры-аттракционы должны быть разнообразными, требующими быстроты, ловкости, меткости и т.п.

Подвижные игры на школьных праздниках и вечерах. Они организуют детей, создают бодрое, веселое настроение. Рекомендуется использовать массовые игры, желательно с музыкальным сопровождением, тогда они проходят веселее, их легче организовать проводить. Можно проводить игры – аттракционы, причем лучше до начала основного мероприятия (концерта, спектакля). Массовые игры и танцы рекомендуется проводить после основного мероприятия.

Одновременно можно проводить игры-аттракционы в классных комнатах, коридорах, чтобы дети могли проверить свою силу, меткость, ловкость и т.п. Для школьников средних и старших классов можно организовывать игры-поединки.

Игры в лагерях отдыха. По содержанию и организации игры в лагерях отдыха особенно многообразны. Они проводятся не только руководством вожатых, но и самими детьми. Большое место занимают индивидуальные игры-состязания, народные игры, широко используются игры на местности.

Умелое использование естественных природных условий для игр делает их одним из самых интересных и любимых занятий, повышает их педагогическую ценность, позволяет решать образовательные задачи, закаливать организм. Занятия играми в лагерях отдыха содействуют укреплению здоровья детей, сплочению и укреплению дружбы, развитию инициативы, повышению организованности и самостоятельности учащихся.

Использование игр на уроке. Очень важно, чтобы в уроке игры правильно сочетались с другими упражнениями. Для подготовительной части ушки характерны игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки. Игры на внимание проводятся в самом начале урока.

Для основной части подбираются игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в этих играх может быть значительной. Игры, включаемые в заключительную часть урока, помогают снизить нагрузку, сохранить приятное впечатление об уроке.

Основные требования к организации и проведению игры. Педагогическое руководство начинается с организации игры. К организации игры относятся: разметка поля, раздача и уборка учебных пособий, распределение обязанностей между играющими, выбор места расположения учащихся во время объяснения игры, построение их для начала игры.

Методика обучения подвижным играм. Она основывается на общих закономерностях процесса обучения. Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания правил игры. Это достигается наглядностью. Краткий, образный рассказ сюжета дополняется показом отдельных приемов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру.

Если необходимо, то игру сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих. Объяснять сразу все содержание сложной игры не имеет смысла. Это только лишняя трата времени.

Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:

  • 1 этап — ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила);
  • 2 этап — дальнейшее изучение правил;
  • 3 этап — внесение изменений в содержание и правила игры.

Основное требование в обучении детей подвижным играм – постепенность усложнения. Начинать обучение целесообразно с простых некомандных игр, затем перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Каждая новая игра должна “вырастать” из хорошо известной старой игры.

В проведении игр имеются 2 взаимосвязанные фазы:

  • создание предпосылок, куда входит овладение игровыми действиями;
  • проведение игры.

Практическая деятельность руководителя состоит из нескольких элементов:

  • выбор игры;
  • подготовка места и инвентаря;
  • организация учащихся;
  • объяснение игры;
  • руководство игрой;
  • подведение итогов.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом учитывается состав труппы, форма предстоящего занятия, место проведения, число участников, форма занятий, инвентарь.

Подготовка места и инвентаря предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и пр. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Подготовка должна быть заблаговременной, тщательной, к ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. Она включает в себя их расстановку при объяснении, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.

Выбирать водящих и капитанов можно различными способами:

  • по назначению руководителя;
  • по выбору занимающихся;
  • по результатам предыдущих игр;
  • по жребию.

Важно правильно распределить силы играющих по командам, иметь помощников в играх для судейства. Помощники могут оказать большую пользу преподавателю. Помощниками часто назначают детей с ослабленным здоровьем и учеников, наиболее авторитетных среди ребят. Они могут быть судьями, счетчиками очков, времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры.

Объяснение. Объяснять игру лучше на месте, в том построении, из которого она будет начинаться. При этом преподаватель занимает место, с которого все бы его видели и слышали.

Объяснение игры не следует затягивать. Это особенно важно в имитационных играх детей младшего школьного возраста. Рассказ, дополняемый иногда показом, должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать детей, вызвать стремление к активному действию.

Руководство игрой – это самый трудный и решающий момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры позволит достигнуть предполагаемого педагогического эффекта.

В руководство игрой входит:

  • наблюдение за действиями участников;
  • исправление ошибок;
  • указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий;
  • пресечение индивидуализма, грубости, неправильного отношения к товарищам;
  • регулирование нагрузки;
  • стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении игры.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры.

Определение результата игры. Оно должно быть простым. Во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Нужно учитывать правильность действия играющих. Ошибки в выполнении приравниваются к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим результатом. Подсчет очков должен быть наглядным.

Можно подавать сигналы голосом, хлопком, флажком, чаще свистком. Необходимо использовать и меры поощрения — дополнительные очки за качество выполнения, выделять лучших игроков, капитанов.

Дозирование нагрузки – одна из важных задач руководителя. В результате высокой эмоциональной игровой деятельности, у детей может возникнуть состояние перевозбуждения, утомления, усталость (пассивность, побледнение, нарушение координации). При появлении этих штампов необходимо снизить нагрузку.

Регулировать ее можно различными методами:

  • сокращение длительности игры,
  • введением перерывов,
  • изменением количества играющих,
  • уменьшением величины игровой площадки,
  • изменением правил, сменой ролей играющих.

Окончание игры. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание игры может привести к потере интереса и утомлению играющих. Но преждевременное, внезапное окончание игры вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к концу игры были достигнуты поставленные цели. Тогда игра доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить ее.

Организованному окончанию игры следует придавать серьезное значение. Остановив играющих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры: оценивает результаты, разбирает ошибки играющих, отмечает положительное и отрицательное в их игре, объясняет наиболее целесообразные способы игровых действий.

При этом отмечает лучших водящих, капитанов, судей, обращает внимание на нарушение дисциплины и порядка. Систематический разбор игр, особенно с учащимися старших классов, повышает дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения, сплоченность коллектива, усиливает интерес к дальнейшей спортивной подготовке.

Судейство. В судействе подвижных игр преподаватель-судья должен, прежде всего, проявляться как воспитатель. Судить он обязан объективно, беспристрастно, следить за тем, чтобы участники игры строго выполняли установленные правила. Особенно четко необходимо судить командные игры, где ярко выражено соревнование, каждая команда заинтересована в выигрыше. От судьи зависит правильное окончание игры и подведение итогов. Только соблюдая эти требования, преподаватель может сделать судейство средством воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)